Лаврентьева Елена Сергеевна
Российский государственный гуманитарный университет
Научный руководитель: д-р иск., доцент О. Е. Этингоф
Древние церкви Гефсимании
Гефсимания — святое место близ Иерусалима, известное многими библейскими и евангельскими (Елеонская проповедь, Моление о Чаше, Предательство Иуды и Взятие Христа под стражу) событиями.
В докладе рассматриваются две церкви, сохранившиеся на территории Гефсимании: Всех Наций (или Базилика Моления о Чаше) и Успения Богоматери.
Церкви Гефсимании описывались пилигримами из Италии (Неизвестный пилигрим из Пьяценцы, 570-е гг.), Британии (Аркульф, 760-е гг.; Зэвульф, 1102‒1103 гг.) и России (игумен Даниил, 1106‒1107 гг.), упоминались в бревиариях и календарях.
Исследователи прошлого столетия (в т.ч. Л.-Г. Венсен, Ф. М. Абель и А. Обадий) обращались к этим текстам с целью восстановить первоначальный архитектурный облик памятника.
Значительную роль в исследовании и реконструкциях Базилики Моления о Чаше и Храма Богоматери сыграли представители францисканского ордена ‒ профессора Б. Багатти, А. Промодо, М. Пицирилло, проводившие в XX в. археологические раскопки.
Реконструкция Церкви Всех Наций не вызывает значительной полемики. Храм был возведен на святом месте моления Иисуса Христа о Чаше в два этапа: во времена правления Феодосия I и халифа аль-Хакима (что известно из письменных источников). В докладе комментируются мнения исследователей относительно особенностей двух разновременных планов базилики, их отличий и возможных прототипов.
Рассматриваются стилистические особенности декорации интерьера базилики Моления о Чаше на основании уцелевшего фрагмента фрески XII в. Поднимается проблема реконструкции иконографической программы алтарной части: Б. Багатти предположил, что в главной апсиде находился сюжет Моления Христа о Чаше, однако там же могло находиться и изображение Маэсты.
По поводу датировки первого этапа строительства храма Успения Богоматери мнения исследователей расходятся. Попытки реконструкции двухъярусного памятника на разных этапах строительства также приводят к полемическим результатам: был ли верхний храм построен в виде базилики или же он был центрическим. Большая сложность заключается в реконструкции венчания верхнего храма. В случае если он был центрическим, то имел ли купол, скульптурное завершение в виде фигуры ангела или по центру свода находился окулюс. Исследователи обращают внимание на параллелизм архитектурного замысла церкви с Храмом Гроба Господня и других церквей. Сведения об убранстве интерьера храма Успения Богоматери отрывочны.
В докладе комментируется состояние храма Успения Богоматери и базилики Моления о Чаше в настоящее время.