Микаелян Лилит Шаваршовна
Ереванский государственный университет
Некоторые композиционные схемы и иконографические мотивы в раннехристианской скульптуре Армении в свете сасанидских влияний
В период сложения христианского искусства Армения находилась в тесных культурных контактах с восточно-христианскими странами и Византией, обусловленных, прежде всего, общностью христианской религии. Но не менее значительными для Армении были политические взаимоотношения с Сасанидским Ираном, приведшие не только к переменам в государственном устройстве страны, но и к заимствованиям в области культуры. Если историко-политические отношения Армении с Сасанидским Ираном подробно рассмотрены в научных исследованиях, то вопросы влияния сасанидской культуры на раннехристианское искусство Армении изучены весьма поверхностно.
На многочисленных композициях с крестами, встречающихся в V‒VII вв. в декоре армянских церквей и на стелах имеется ряд изобразительных мотивов, особо характерных для сасанидского искусства. Среди таковых примечательны парные крылья и развивающиеся ленты. И крылья, и ленты в Сасанидском Иране являлись частью головного убора и одеяния царских особ и были символами божественности их власти и царственной славы. В сасанидском искусстве последние были непременным иконографическим атрибутом в престижном искусстве персидского двора - на наскальных рельефах и серебрянных блюдах IV‒VIII вв. Мотивы, связанные с царской символикой Сасанидов, были переняты христианскими странами Закавказья исходя из политической и культурной гегемонии Сасанидской державы в регионе, а так же ввиду их актуальности в контексте христианского искусства, где последние стали символизировать победу христианской веры и царства Божьего.
Композиционное решение некоторых армянских, а так же закавказских раннехристианских рельефов выявляет значительное сходство с единовременными сасанидскими образцами – изображениями царственных животных с атрибутами власти на стуковых плитах, на серебряных блюдах с фронтальным изображением шахиншаха в нимбе и т.д. Схожие иконографические параллели усматриваются так же в закавказских и сасанидских композициях со сценами царской охоты, в геральдических композициях с парными животными по сторонам цветка лилии или древа жизни и т.д.