Захарова Анна Владимировна
МГУ имени М. В. Ломоносова
Принципы группировки изображений святых в византийской монументальной живописи до и после иконоборчества. Некоторые замечания
Образы святых занимают важное место в классической византийской монументальной декорации храма. В развитом виде эта традиция представлена в ансамблях XI в. и более поздних памятниках, где святые подобраны по группам и распределены в пространстве храма в соответствии с двумя основными принципами: «профессиональным» (по чинам святости) и «календарным» (по общему дню поминовения). Однако даже самый беглый обзор памятников более раннего времени показывает, что эти принципы в групповых изображениях святых в искусстве разных видов существовали отнюдь не всегда.
Как неоднократно отмечалось исследователями, в монументальной живописи раннехристианского и ранневизантийского периода преобладает патрональный и локальный принцип отбора святых (т.е. в первую очередь изображаются святые-покровители заказчика и основатели местной Церкви или те, чьи мощи хранились в данном храме). Дифференциация по чинам святости в группировке изображений практически отсутствует, большинство святых представлены как мученики. Тем не менее, в некоторых ансамблях монументальной живописи VII ‒ IX вв. на территории Италии, связанных с византийской традицией, есть отдельные случаи появления новых принципов отбора святых в групповых изображениях. Возможно, они отражают тенденции, уже наметившиеся в византийском доиконоборческом искусстве.
От византийской монументальной живописи втор. пол. IX – нач. XI вв. до нас дошли единичные фрагменты росписей храмов на европейской территории Византийской Империи и несколько десятков расписанных пещерных храмов Каппадокии. Анализ этого материала в сравнении с произведениями искусства других видов позволяет с уверенностью говорить о том, что формирование принципов группировки изображений святых было длительным процессом, прошедшим несколько этапов в своем развитии и завершившимся в основных чертах только к середине XI века.