Реконструкция облика Десятинной церкви XII в. (Рис. 1)
Комплексный анализ археологических и изобразительных материалов позволил довольно точно определить масштаб и границы реставрационной деятельности Петра Могилы при перестройке руин Десятинной церкви. Большая часть новой церкви состояла из остатков стен юго-западного угла древнего храма, практически полностью перестроенных в ходе ремонта первой трети XII в. Таким образом, рисунки XIXв. отражают облик юго-западного угла древней Десятинной церкви, но не первоначальный, а после ремонта XII в. Реставрация Петра Могилы также внесла существенные изменения в облик этих остатков.
Следует обратить внимание на изображение оконных проемов на рисунках южного фасада. Оконные проемы первого яруса одинаковы по оформлению и высоте. Судя по местоположению центрального проема, он прорезал южную стену непосредственно над аркосольной нишей XII в. В своей верхней части оконный проем явно прорезает пояс, сложенный из блоков с греческими буквами. Есть все основания предполагать, что этот проем поздний и был пробит уже в XVII в. В то же время, оконные проемы во втором ярусе и ниши третьего яруса, возможно, относятся к сохранившемуся декору более раннего времени. На всех рисунках южного фасада отсутствует пилястра, которая сохранилась в нижних частях кладок и являлась южным закрестием крестчатого пилона X в. между первым и вторым (с запада) пролетами открытой южной галереи. Вероятно, в XVII в. ее остатки, видимые над землей, были стесаны. Отсутствие хотя бы намека на эту лопатку (она должна была проходить между окнами первого яруса, приблизительно по оси сохранившейся восточной грани каменной части второго яруса центрального объема) не позволяет нам до конца оценить композицию расположения оконных проемов на западном прясле стены.
Если использовать для реконструкции рисунки Д.И. Иванова и Н.Е. Ефимова, на которых окна расположены близко к пилястре, то в правой части прясла остается место для еще одной пары. В таком случае композиция прясла с тремя близко расположенными оконными проемами и плоскими нишами оказывается чрезвычайно близкой композиции северного и южного фасадов нартекса церкви Спаса на Берестове начала XII в., имеющего, кстати, близкую ширину с соответствующим пряслом Десятинной церкви. Устройство второго яруса углового компартимента галерей косвенно указывает на первоначальную двухъярусность южной галереи Десятинной
церкви или, по крайней мере, ее западных компартиментов. Греческая надпись, вероятно, представляла собой сплошной декоративный фриз (два фриза?) под оконными проемами. Скорее всего, уже при ремонте XII в. блоки были уложены без соблюдения порядка надписи. Части надписи имели составной характер и не читаются.
Наконец, немаловажным элементом является устройство в XII в. аркосольной ниши в южной стене углового компартимента галерей древнего храма.
Рис. 1. Десятинная церковь в Киеве. Гипотетическая реконструкция двух западных прясел южного фасада после ремонта первой трети XII в. (совмещенная с рисунком южного фасада Могилянской церкви Н. Е. Ефимова)
Условные обозначения:
- границы объемов сохранившихся кладок фундаментов и стен;
- реконструкция кладок XII в.;
- реконструкция первоначальных кладок X в.;
- контуры аркосольной ниши (в интерьере храма);
- сохранившиеся кладки XII в.;
- сохранившиеся кладки X в.