Олег Лягачев-Хельги
(АИС, Париж, Франция)
По поводу «Солнца»1
Варенец Солнца
Нет, солнечные венчики
Нет, какие-то полыхания
Вокруг солнца
Нет, вспышки и взрывы
Газов
Чего-то легкого и несуществующего.
Нет, это называется
Протуберанцами
Но лучше не знать.
Пусть это колеблется
Лижется языками
Апокалипсиса
Энергией Бога
Так он вездесущий
Неуловимый
И легкий
Постоянно другой
В своих обликах
И в своих капризах
Нам говорит:
Ищите и обрящете
Мою форму
Мое знамение
Затея ваша
Ваш цирк2.
I
Я отчетливо представлял этот контраст энергии, динамики, кажущегося хаоса (который в принципе всегда закономерен3) с мыслью, плоскостью, геометрией — с тем, что присуще разумному (точнее — рациональному) сознанию, которое отвлекается от хаоса и ≪Апокалипсиса≫, чтобы проанализировать, понять и создать стройную систему мысли, идеи.
Этот контраст мною художественно выражен в экспрессивной живописи собственно Солнца и возникающих вокруг него, в начале соприкасающихся, колеблющихся, трепетных, интенсивных по цвету зон, и — по мере удаления — зон более геометричных, уплощенных, насыщенных однородным чистым цветом и его контрастами.
Возникают разнообразные метаэлементы, на грани изобразительности и знака. Некие свободные, как электроны, путешествующие метаэлементы пытаются во что-то преобразиться: в значок, в иероглиф, в буквы: так возникает А справа снизу — первая буква алфавита, и вверху Д, как доминанта может быть…
Так можно вкратце охарактеризовать структурную динамику этой работы, которая от импровизации и чисто выраженной экспрессии преобразуется в своего рода конструкцию, на гране геометрии и письменности. Эта письменность, тайна которой в контакте stylos (греч. палочка, чтобы писать на восковой дощечке, в более широком смысле — то, чем прикасаются: перо, кисть, резец и т. п.) с support (фр. поддержка, основа; в моем случае — поверхность холста) — свидетельство, или след художника, который может рассчитывать на то, что некоторое время его след будет присутствовать в этом материальном мире.
Остальное — от иллюзий, от самообмана. Но, по крайней мере, картина — это материальное свидетельство творческого акта.
II
Солнце, как символ жизни, а не просто как галактическое тело, разумеется, всегда вызывает интерес. Что касается меня, я пытался эту тему осмыслить в разных аспектах. Солнце как энергия; солнце как источник генезиса; солнце как тепло, дающее жизнь; солнце — виновник возникшего самосознания у человека; оно же — конструктор (форматор) мысли, рождающей коммуникативную реальность: устную речь, письменность, структуру разнообразных значков и символов, посредством которой мы осознаем различные типы реальности, существующей или же виртуальной, возможной и невозможной…
Итак, для меня важен был этот контраст между хаосом и стройностью: энергией неконтролируемых и геометрических рациональных зон, в которых возникают значки, вполне осознанные и контролируемые нашей волей, нашей идеей. Постепенный переход от энергии, от экспрессионизма на уровне техники к очерченности, определенности, ясности (на уровне техники живопись становится абстракцией геометрического типа). Энергия гасится, возникают линии, знаки, буквы. Все это наполняется смыслом; знаки и буквы начинают говорить сами за себя.
Живописно-колористическая масса солнца обрамляется чистыми цветовыми зонами. В системе значков, возникающих под солнцем, цвета строго систематизированы: контрасты зеленого с фиолетовым и дополнительными: синими и красными. Большие круги — синие или же красные; возникающие в промежутках иероглифические знаки и буквы более нейтральны по цвету, как и сама мысль по отношению к эмоции.
Так держится и читается одновременно вся эта картина о зарождении и генезисе, об энергии и системе. Таково космическое самосознание человека.
III
Эстетика холста
Она строится на контрасте массы солнца — рельефная, многоцветная, экспрессивная живопись — с элементами уплощенными, локально окрашенными, рациональными. Этот переход от солнца к периферии через промежуточные протуберанцы — язычки, еще несущие в себе золото, пламя и контрасты с темными цветовыми тонами. Рассекающая изображение диагональ (из левого нижнего угла в правый верхний) сохраняет в себе воспоминание о золоте и голубизне, но уже подготавливает разнообразие, прихотливость и витальную самостийность элементов. Переход от хаоса и чистой энергии к генезису проходит с ясностью, методичностью и на уровне чистой идеи.
Холст материален, его контакты со stylos (кистью, ножом и т. п. материалами) дают conception (фр. зарождение) — некий лик виртуального мира, который мы в состоянии воспринять глазом, через зрение. Это — магия живописи…
Oleg Liagatchev-Helgi
(Association of Art Critics, Paris, France).
Apropos of «The Sun»
Analyzing the abstract picture “The Sun” (2010) the author reflects on the nature and genesis of art and their interpretation in contemporary painting. Creative action is considered as the gradual transition from the pure energy of the chaos to the communicative reality (system).
Примечания
1 Лягачев-Хельги О. Холст, акрил, 130х97 см, 2010. Париж, Франция. Частное собрание.
2 Лягачев О. Снег падает в мою шестую книгу. Книга стихов. СПб., 2008. С. 70–71.
3 Эти проблемы рассматриваются в теории хаоса