Содержание материала


История строительства церкви в XVII в.
До 1636 г. на руинах древней Десятинной церкви находился деревянный храм,известный под именем Николы Десятинного. С 1605 г. он находился в руках униатов, но после утверждения в 1633 г. Петра Могилы на митрополичей кафедре был возвращен, усилиями митрополита, православной церкви. Эта деревянная церковь была окончательно разобрана в 1636 г., но еще годом раньше Петр Могила «приказал Десятинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного»2. Необходимо отметить, что относительно точного места деревянной церкви прямых указаний в источниках не имеется, и она, вероятно, могла располагаться в пределах площади древнего храма, но на некотором расстоянии от раскопанной части руин. Обнаруженные остатки послужили основой для новой постройки, выполненной на средства митрополита в 1636-1654 гг. Французский инженер Гийом Левассёр де Боплан, описавший руины около 1635 г., зафиксировал их видимую высоту, 5-6 футов, а также чрезвычайно важную деталь — почти стертые от древности «греческие надписи на алебастре»3. Строительство церкви было завершено уже после смерти митрополита, а на протяжении XVII и XVIII вв. происходили перестройки и ремонты4. В начале XIX в. могилянская церковь, судя по изданию И.И. Фундуклея, представляла собой вытянутый с запада на восток прямоугольник размерами 14,35 х 6,30 м со
скошенными восточными углами, образующими трехгранную апсиду5. Западная часть имела вид башни, покрытой четырехскатной кровлей и увенчанной фонарем, главой с крестом. С севера к восточной части примыкала небольшая каменная пристройка.
К западному фасаду — деревянная пристройка-притвор («трапеза») с трехгранным завершением с запада, симметричным восточной каменной апсиде. Она имела вход с юга, оформленный небольшим вестибюлем. В интерьере храма была «видна в южной стороне впадина по образу киевских лаврских пещер, для мощей приготовленная», по мнению автора «Плана первобытной Киевской Десятинной церкви», устроенная для мощей княгини Ольги, якобы обретенных при раскопках Петра Могилы6. В описаниях могилянской церкви XVIII — начала XIX в. привлекает внимание упоминание надписи на южном фасаде, сложенной из каменных блоков с греческими литерами. Все эти описания констатируют невозможность ее прочтения из-за фрагментарности и вторичного использования блоков, вместе с тем, современники разрушения остатков могилянской церкви историки М.Ф.Берлинский и Н.В.Закревский указывали на то, что стена с греческой надписью относится к руинам более древнего храма, включенным в состав церкви XVII в.7