Фурман Ольга Владиславовна
Государственная Третьяковская галерея
Научный руководитель: д-р. иск., профессор М. М. Алленов
Портрет в творчестве Павла Филонова. От реализма к натурализму
Портрет — единственный жанр, к которому Павел Филонов обращался на протяжении всей своей творческой деятельности, но который, однако, постоянно им переосмысливался. В "Плане реорганизации Академии Художеств" (1923) из всех традиционных жанров живописи Филонов оставляет именно портрет как дисциплину для систематического исследования мастеров и мастерских наравне с изучением «быта как такового, этнографического быта, анимализма, майолики и раскрашенной скульптуры». (Филонов П. Выступления о педагогике изобразительного искусства // Павел Филонов. Художник. Исследователь. Учитель: М., 2006. Т. 2. С. 96.)
Однако в исследовательской литературе по творчеству Филонова обнаружилось отсутствие работ, отдельно посвященных портретам художника. Таким образом, выбранная нами тема позволяет отчасти восполнить историографический пробел.
Портреты Филонова можно разделить на несколько групп по типологическому принципу. К первой группе, названной нами «реалистической», относятся портреты, формально связанные с классической традицией портретирования: изображение стоящей или сидящей фигуры «на фоне» (портреты певицы Глебовой (1915, ГТГ), А. Азибера с сыном (1915, ГРМ), Евдокии Глебовой (1914, ГРМ), портрет Е. А. и П. Э. Серебряковых (1928, ГРМ), ряд автопортретов, а также портрет Сталина (1936, ГРМ). Вторую группу составляют портреты «натуралистические», которые синтезируют в себе портретное изображение человека и абстрактную материю фона, среды, в которой пребывает модель. К этой категории относятся портреты Н. Н. Глебова-Путиловского и ряд портретов рабочих.
Рассмотрение портретов Филонова на основе типологического принципа дает возможность выявить, во-первых, метаморфозы или эволюцию портретного жанра в творчестве Филонова; во-вторых, уяснить, как та или иная иконография соотносится с художественным замыслом автора; в-третьих, как проявляет себя личность изображенного на портрете и, наконец, какой механизм конструирования образа человека использовал Филонов в рамках портретного жанра. Подобная постановка вопроса позволит нам определить специфику филоновского портрета как в контексте традиционного искусства, так и искусства авангарда.