Содержание материала

К.Б. Косенкова (ЛГУ имени А.С. Пушкина)
Сиракузские метаморфозы: к проблеме преемственности архитектурных решений от античности к христианству (на примере храмов Великой Греции)1


В настоящей статье рассмотрена и проанализирована судьба построенного в античное время храма Афины в Сиракузах. Возведенный в V в. до н. э., храм был впоследствии превращен в христианскую базилику, его архитектура претерпела существенные изменения. В этих изменениях отразилась суть тех перемен, которые характеризуют иное, нежели в античности, восприятие человеком мира и своего места в нем, отразившиеся в приспособлении старых форм к новому контексту.
Сицилия — крупнейший остров Средиземного моря — лежит на перекрестке значимых во все времена морских путей, что на протяжении тысячелетий определяло его историю. В VIII‒VI вв. до н. э. греки осваивали новые территории, основывая колонии по всему Средиземноморью. Обосновались они и на Сицилии. Благодаря плодородным почвам и усилиям греческих колонистов Сицилия превратилась в богатый и мощный регион, соперничающий с полисами материковой Греции, даже такими прославленными и сильными, как Афины.
Греческая колонизация Сицилии началась в VIII в. до н. э., когда на побережье Ионического моря у мыса Скизо была основана первая колония — Наксос. В дальнейшем греки также занимали удобные бухты по побережьям острова, так как на протяжении последующих веков они поддерживали тесную связь с материковой Грецией: вели торговлю, участвовали в Олимпийских играх, заключали военные союзы.
Город Сиракузы, второе поселение на острове, был основан колонистами из Коринфа в 734–733 гг. до н. э. Прибрежная местность носила название, оставшееся от сикульских племен, населявших эти территории, — Сиракуза («болото»). Местность для основания колонии была указана Дельфийским оракулом, но оказалась совершенно непригодной для жилья и тем более — для создания нового города. Тем не менее поселенцы приступили к осушению болот, высаживая кипарисы, которые способны осушить и укрепить почву. Постепенно Сиракузы стали одним из самых крупных и влиятельных городов Сицилии, с населением (в период своего расцвета) около миллиона жителей [23, p. 10].
Географическое положение Сицилии делало ее не только стратегически важным пунктом на карте Средиземноморья, но и экономически и политически выгодным регионом. Господство над островом давало обладателям существенные преимущества: в середине III в. до н. э. он был завоеван римлянами, став первой римской провинцией, поставлявшей в Рим сельскохозяйственную продукцию. За римлянами сюда пришли варвары (V в. н. э.) и остготы (начало VI в. н. э.). К 535 г. н. э., вслед за периодом римского владычества, пришедшего на смену независимости греческих поселений, на Сицилии наступил период византийского, а к концу IX в. — арабского господства. Этот период стал одним из самых ярких в истории острова. Начиная с 902 г. н. э., когда на остров пришли арабы и началась борьба за Сицилию между христианскими и мусульманскими войсками, ее города неоднократно переходили из рук в руки. К середине X в. остров полностью принадлежал арабам, а город Палермо, расположенный в его северо-западной части, стал одним из важнейших городов арабского мира. Однако арабское владычество продлилось всего около ста лет: уже в начале XI в. вслед за арабами на острове появились норманнские рыцари под предводительством Роджера д’Альтавилла, и новые войны охватили остров. Арабы были изгнаны, и Сицилия снова стала частью христианской Европы. В XII‒XIII вв. остров входил в состав Сицилийского королевства, которое в 60-е гг. XIII в. завоевал Карл I Анжуйский. К концу века, в результате восстания жителей острова, Сицилия перешла под власть королей Арагона и состоявшего с ними в родстве швабского княжеского рода Гогенштауфенов. В 1282–1302 гг. остров был полностью подчинен войском Педро III Арагонского, и в течение почти пяти столетий Сицилией управляла Испания. В 1713 г. по Утрехтскому миру остров получило Савойское герцогство, а по Лондонскому договору 1720 г. Сицилия уже была отдана Австрии. С 1735 по 1860 г. Королевством обеих Сицилий правила династия Бурбонов.
Исторические события всегда оказывают непосредственное влияние на культуру и искусство того или иного региона, и на Сицилии, чья история чрезвычайно богата войнами и завоевательными походами, архитектура несет на себе их отпечаток. Византийцы превращали греческие храмы в христианские базилики, арабы — в мечети, норманны снова переделывали мечети в церкви. В крупных городах, таких как Палермо, Таормина, Сиракузы, можно наблюдать множество примеров подобного смешения конструкций и стилей. Многие сооружения, поражающие воображение современного зрителя, на первый взгляд не имеют ни малейшего отношения к первоначальной застройке городов и их  греческим корням. Однако  это не соответствует  действительности: несмотря на многочисленные изменения и перестройки, некоторые величественные здания и соборы стоят на греческих фундаментах и хранят свидетельства двух с половиной тысячелетий сицилийской архитектуры.
Древнегреческие колонии, основанные на побережьях Италии, оставили последующим поколениям богатое архитектурное наследие: постройки, возводившиеся на освоенных греками территориях, греческие в своей основе, отличались местным своеобразием. Новаторские решения в архитектуре сицилийских храмов подчеркивают, в том числе, и соперничество Сицилии с Грецией, чьи храмовые сооружения по масштабу и величественности порой уступают постройкам колонии. К тому же здесь, вдали от греческих территорий и многочисленных образцов, определяющих архитектурный канон, нововведения зодчих быстрее и легче воплощались в жизнь, что особенно заметно именно в храмовой архитектуре. На Сицилии памятники, свидетельствующие о ее былом величии, сохранились до наших дней, они образуют целые архитектурные комплексы в Долине храмов неподалеку от Агригента, в Селинунте, Сегесте, в археологической зоне Сиракуз, Таормине и других городах.
Каждый из древнегреческих храмов по-своему уникален, каждый из них создавался в созвучии с окружающей его средой, в каждом были применены свои конструктивные приемы и материалы. Однако на территории материковой и островной Греции храмы многократно подвергались воздействиям природных стихий, страдали от вмешательств человека, и многие из них давно лежат в руинах. Что касается памятников Великой Греции, то еще в конце XIX в. Карл Верман, искусствовед, директор Дрезденской галереи, писал в своем труде «История искусства всех времен и народов»: «В Южной Италии и Сицилии сохранились остатки древнейших греческих храмов, более значительные, чем в самой Элладе, метрополии этих колоний. В Пестуме и Джирдженти эти остатки еще держатся; в Селинунте, Сиракузах и других местах, как известно, они уже повалились на землю» [3, с. 300–301]. За сто с лишним лет, прошедших с поры написания этого труда, на землях Европы разразились две мировые войны, множество локальных конфликтов и природных катаклизмов, которые нанесли урон культурному наследию. Поэтому для изучения истории античного искусства, для подлинного понимания его многообразия и законов его развития так важны все сохранившиеся до наших дней храмы. Каждый из них ценен для понимания греческой архитектуры и для истории искусства в целом.
В самой высокой части острова Ортигия, на котором расположена часть города Сиракузы, находится его Соборная площадь. Здесь же был и акрополь античного города с двумя храмами: один в дорическом стиле, другой — практически не сохранившийся до нашего времени — в ионическом. Дорический храм, храм Афины, о котором далее пойдет речь, был возведен в эпоху тирании (VII–VI вв. до н. э.), когда во главе города стояли люди, получавшие власть не по наследству, а каким-либо иным путем. Именно тогда, во время правления тирана Гелона из семьи Диномениди из города Гела (485–478 гг. до н. э.), войска Великой Греции, возглавляемые Сиракузами и Акрагантом, одержали победу над карфагенянами, и в честь победы в битве при Имере (480 г. до н. э.) был возведен прекрасный храм Афины. Учитывая сложную в дальнейшем историю храма, который в VII в. н. э. был перестроен в христианскую базилику, а десять веков спустя — в барочный собор, для его изучения, наряду с исследованиями историков архитектуры, принципиально важны античные источники, в которых этот храм упомянут и описан.
Наибольшую ценность, разумеется, представляют сведения, содержащиеся в текстах, относящихся собственно к античному времени. Так, из сочинений Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.), римского политика, философа и блестящего оратора, для нашей задачи важны его многочисленные речи2. Цицерон опубликовал более ста речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились
58. К числу наиболее известных относятся его речи против Верреса, который в 73–71 гг. до н. э. управлял провинцией Сицилия, после чего за злоупотребления властью был предан суду в Риме, где его обвинителем выступил Цицерон. В речи «О предметах искусства» (вторая сессия, 70 г. до н. э.) приводятся красочные описания и сведения о многих памятниках Сиракуз, разграбленных Верресом, в том числе и о храме Афины [15, с. 59–109].
Состоящая из 40 книг «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (90–30 гг. до н. э.) [20; 7; 8], которую автор создавал на протяжении тридцати лет3, остается единственным и поэтому практически неоценимым источником сведений для освещения многих исторических периодов. Диодор был родом с Сицилии, и потому в своих трудах много писал о городах, культуре и искусстве острова. Некоторые из его свидетельств чрезвычайно важны для изучения его архитектуры.
Почти целиком сохранилось сочинение Страбона (64 г. до н. э. – 24 г. н. э.) «География»4, состоящее из 17 книг и включающее введение (I–II), описание Европы (III‒X), Азии (XI‒XVI) и Африки (XVII). В изучении европейских земель больше всего внимания Страбон уделяет Элладе и Италии. В числе прочего пишет он о Сицилии и о Сиракузах, рассказывая историю города от его основания Архием, выходцем из Коринфа, до современных самому Страбону событий разорения Сиракуз Помпеем и восстановлении их цезарем Августом. Здесь же приведены некоторые сведения о расположении Сиракуз, заметки о богатстве города и о причинах его возвышения над прочими поселениями.
В сочинении Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре»5, без которого не обходится ни одно исследование по истории античной архитектуры, содержатся основополагающие сведения о строительстве античных храмов, в том числе и тех, что были расположены на территориях Великой Греции, примеры тех или иных типов сооружений, описание материалов и способов постройки зданий.
В изданном в 1831 г. в Лондоне труде С.Дж. Уильяма [25] можно найти сведения о храме Афины в Сиракузах, здесь он назван храмом Минервы, по латинской традиции, идущей от Рима. Помимо непосредственно упоминания о храме, автор приводит сравнительные таблицы размеров современных ему культовых сооружений, сгруппированных по ордерам.
Упоминания о сицилийских памятниках архитектуры можно найти и в работе Огюста Шуази, издавшего в 1870-е гг. двухтомное сочинение, которому суждено было стать классикой литературы по истории зодчества [16; 17]. В нем сведены воедино итоги исследований, которые проводились в течение XIX в. рядом крупных европейских ученых, в том числе и самим автором. Он анализирует эволюцию архитектуры от ее зарождения, отводя значительную часть работы исследованию архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Рациональная греческая ордерная система подробно рассмотрена О. Шуази, и в числе прочего приведены некоторые сведения о храмах Сиракуз [16, с. 320–321].
Необходимо отметить, что в историографии античного искусства есть много общего с историографией античной истории. Эта общность выражается в том, что «…интерес к выдающимся, «творческим личностям» времени поздней классики <…> заслоняет несравненно более широкий исторический объект — развитие самого сиракузского общества и государства» [10, с. 303]. Эта тенденция сохраняется вплоть до конца XX в. Архитектуре Великой Греции, в том числе и памятникам Сицилии, посвящены несколько глав в работе Джулио Карло Аргана [2], одного из ведущих представителей современного классического искусствознания. В первом томе его труда анализируется искусство античности, где архитектуре отведено одно из центральных мест.
Изданная в 2000 г. монография Р. Холловея,  посвященная археологическому исследованию  античной  Сицилии  [21],  содержит  многочисленные  сведения  о  памятниках, сохранившихся от эпохи, предшествующей греческой колонизации. Его труд стал своевременным и актуальным, и, уже дважды переизданный, он дает полную картину последовательного развития сицилийского искусства, как его на данный момент представляют и описывают исследователи, основываясь на результатах археологических раскопок. Здесь представлены сведения о вазописи, декоративном искусстве, предметах быта и архитектуре храмов.
Памятники античной архитектуры, включая целые городские комплексы и зоны археологических раскопок, в последнее время пользуются все возрастающим успехом у многочисленных туристов и любителей древности. Такой интерес стимулирует расширенное финансирование исследований и работу по охране памятников искусства. ЮНЕСКО с каждым годом патронирует все большее количество памятников, направляя к местам раскопок специалистов для их изучения. Одна из последних изданных работ — труд Дж. Мессинео и Е. Борджиа, посвященный античной Сицилии [23], некоторые из опубликованных в нем сведений впервые вводятся в научный оборот и становятся достоянием заинтересованной аудитории.



Храм Афины в Сиракузах
Несмотря на бурную историю Силиции, в Сиракузах до наших дней сохранилось множество античных памятников. Особенно много их на материковой части, но есть они и на острове Ортигия, где поначалу располагался античный город, как свидетельствуют античные источники, освещающие историю Сиракуз (Diod. V, II). Именно здесь находятся древнейший дорический храм на Сицилии — храм Аполлона, датированный началом VI в. до н. э., фонтан Аретузы и храм Афины, о котором пойдет речь ниже.
Благодаря археологическим раскопкам в окрестностях собора Архиепископского дворца и рядом с Палаццо Вермексио (здание городского совета), проводимым с начала ХХ в. по сегодняшний день, были получены детальные сведения о священной зоне и этапах ее застройки. С самого начала, то есть со времени возникновения греческих поселений, часть этой зоны предназначалась для культовых целей. Во время раскопок 1912–1917 гг. были обнаружены соответствующие такому назначению архитектурные элементы — терракоты и часть алтаря.
Храм представлял собой традиционный греческий периптер, практически целиком построенный из местного песчаника, с облицовкой мрамором с Кикладских островов. Размеры по стилобату — 22 × 55 м. Найденные при раскопках терракотовые фигурки богини Афины, некоторые детали декора и описания храмов Сиракуз, приведенные в трудах Цицерона и Диодора Сицилийского, подтвердили, что храм посвящен Афине. Вход в храм был с восточной стороны, тогда как теперь в собор можно зайти только с запада. Соотношение колонн храма 6 к 14, их высота 8,70 м, диаметр составляет около 1,9 м, колонны прорезаны двадцатью каннелюрами. Колонны слегка расширялись в центральной части (энтазис), а эхины капителей были немного сплюснуты. Целла представляла собой пронаос, позади которого был устроен опистодом (от греч. opisthódomos — находящийся в задней части дома) — закрытое помещение в западной части храма, имеющее выход на западный фасад и отделенное стеной от наоса. Опистодом, как правило, использовался в качестве государственного казнохранилища [12, с. 97].
Многие архитектурные и декоративные черты роднят его с храмом Победы в Имере, а также с одним из храмов Агригента (V в. до н. э.) [23, p. 46], значимого античного города на другой оконечности Сицилии. Эти храмы могли строиться одновременно и по одному и тому же случаю — в честь победы над карфагенянами, которая принесла Сиракузам и всей Сицилии большую славу и богатство. По пропорциям храм Афины идентичен современному ему храму Зевса в Олимпии.
Античные авторы — в основном Цицерон — описывают множество деталей декора и обстановки храма, который был знаменит своим богатством и роскошью. В речи против Верреса говорится в том числе и о храме Афины: «…ни в одном храме не было более великолепных, более искусно сделанных из золота и слоновой кости дверей. Трудно пересчитать, сколько греков писало об их красоте! Двери были украшены самой тонкой работы фигурами из слоновой кости. Верес велел снять все: великолепной работы голову змееносной Горгоны он оторвал и взял себе. Здесь он, впрочем, доказал, что его прельщает не только образцовая работа, но и ценность материала, позволив себе унести все множество золотых массивных шаров в дверях…». Как и все дорические храмы, храм Афины был украшен обильной, но филигранной раскраской: горизонтальные конструкции покрывались, главным образом, красной краской, вертикальные — синей. Метопы часто оставлялись белыми, в оригинальном цвете камня, как и колонны, и каменные балки архитрава, или были покрыты красной краской. Помимо сочетаний упомянутых выше насыщенных цветов, применялись и другие краски, а также позолота, которой покрывались отдельные детали фасадов. Интерьер был расписан фресками, изображающими различные исторические события, происходившие с городом и его правителями. Известно, что стены наоса были украшены сценой битвы одного из правителей Сицилии — Агафокла (317–289 гг. до н. э.) с карфагенянами, а также 27 портретами тиранов и королей Сицилии.
Возможно, фрески были размещены в храме, а не во дворце правителя, для того, чтобы связать походы Агафокла против карфагенян с битвой при Имере, в честь которой был возведен храм. Портретная галерея демонстрировала доблесть могущественных правителей Сиракуз и память о них, что могло поставить Агафокла, человека скромного происхождения, в один ряд с его предшественниками. Известно также, что во время первого крупного сражения, выигранного у карфагенян в Африке (вероятно, именно оно изображено на стенах наоса), на армию Сиракуз опустилось несколько сов, священных птиц Афины, что, по легенде, было выражением благосклонности богини.
В центре восточного фронтона находился огромный золоченый щит Афины, хорошо видимый издалека. Он помогал мореплавателям выйти прямо к гавани перед храмом. Из храмового декора также сохранились найденные при раскопках небольшие скульптуры Горгон (56 см в высоту) — «…они имеют много общего с декоративными горгонами храмов в Селинунте» [21, p. 104]. Симы — водоотводы для дождевой воды — были выполнены в виде свирепых львиных морд.
Впоследствии тираны и римские наместники многое изменили во внешнем облике храма, а в VII в. н. э., как уже говорилось, храм перестроили в христианскую базилику, посвятив ее Деве Марии. Тогда основное пространство храма было разделено на три нефа мощными аркадами из того же местного песчаника, который послужил материалом при строительстве первого храма. Для этого был использован простой метод, встречающийся в аналогичных перестроенных в христианские базилики храмах (например, храм Согласия в Агригенте [23, p. 54]). Центральный объем был переделан в центральный неф, пространства, заключенные между стенами и колоннадами, интерколумнии которых закрыли, стали боковыми нефами. Ориентация храма по сторонам света была изменена из-за необходимости обратить на восток хоры собора: вход с востока был заложен и устроен с противоположной стороны. В таком виде базилика простояла десять веков, до землетрясения 1693 г. Восстановлением собора, освященного после реставрации как собор Святой Лючии, покровительницы Сиракуз, в XVIII в. занимался приверженец стиля барокко Андреа Пальма, статуи фасада исполнены скульптором Марабитти. Конструкция храма не претерпела особых изменений: были лишь удалены некоторые внутренние стены (между наосом, портиком и опистодомом), а пространства между наружными колоннами, наоборот, заложены таким образом, что колонны выступают из стен примерно на треть объема во внутреннее пространство, и на 1⁄8 — наружу. Также была увеличена высота стен над современным входным пространством, и с Соборной площади, с главного фасада, собор производит впечатление двухэтажного, что подчеркнуто поэтажной группировкой барочных элементов декора. В интерьере собора сочетаются и дополняют друг друга мраморные барочные купели, средневековые норманнские фрески и сохранившиеся архитектурные фрагменты храма Афины. Апсида собора, выполненная в византийском стиле, относится ко времени его перестройки — VII в. Древнегреческие надписи на мраморных плитах, которые также находятся в соборе, происходят их катакомб Сан-Джованни и не относятся к храму. В 1927 г. была проведена реставрация, в ходе которой были изъяты многие барочные детали, однако сохранено деревянное перекрытие собора и восстановлены фрески, созданные для базилики [23, p. 16].
Храм Афины был одним из самых богатых и прославленных храмов не только в Сиракузах, но и во всей Великой Греции. Его сокровища и драгоценное убранство неоднократно становились объектом грабежа со стороны завоевателей города и их наместников, но сам храм замечательно сохранился до наших дней. Он не был забыт, как многие храмы, не так пострадал от войн и землетрясений, не был разрушен и засыпан культурными слоями развивающегося города. Этому способствовало то, что в VII в., в эпоху византийского владычества, храм был превращен в христианскую базилику. С III в., еще со времен римских правителей, молодое христианство в Сиракузах боролось с многовековой языческой религией и культурой. Один из множества подвигов этой борьбы стал особенно значимым для Сиракуз.
Жизнь Лючии, уроженки, а затем и покровительницы Сиракуз, как и жизнеописания других раннехристианских святых, окутана легендами. Согласно одной из них, принявшая христианство Лючия была невестой язычника, но ей претило «идолопоклонство», и когда заболела ее мать, Лючия молилась об ее исцелении, обещая взамен дать обет девства. Мать выздоровела, и в благодарность за ее исцеление Лючия раздала свое приданное бедным. Ее отвергнутый жених обратился к судье Сиракуз, который в 304 г. н. э. приговорил девушку к поруганию и смерти.
В Сиракузах хранится ребро святой Лючии, остальные реликвии были отправлены в Константинополь, а в настоящее время находятся в Венеции. Кроме Сиракуз, святая Лючия является покровительницей Мантуи, Толедо и почитается как одна из святых Венеции. Перестроенный из базилики в самом конце XVII в. кафедральный собор Сиракуз был освящен, как собор Святой Лючии. В его часовне стоит серебряная статуя мученицы, изображенной с пальмовой ветвью и лампадой.
В храме, который был основан как храм Афины — воинственной и мудрой дочери Зевса, спустя несколько столетий стали почитать христианскую святую, защитницу от телесной и духовной слепоты, покровительницу крестьян и стекольщиков, а также раскаявшихся блудниц. Сохранилось воспоминание исследователя древностей Роберта Кольдевея, о котором упоминает в своей книге К. Керам: «Мне однажды пришлось наблюдать, как в портале храма в Сиракузах чуть ли не сорок человек вынесли, высоко подняв над толпой, большие носилки с колоссальной, сделанной из серебра, статуей в праздничном убранстве — кольцах, бриллиантах, золоте, серебре — и как потом эта статуя в торжественной процессии при звуках музыки, молитв и песнопений всей толпы была доставлена в сады латомий» [11, с. 69].
История античной архитектуры опирается не только на теоретические трактаты, археологические  материалы  и  конкретные  исследования  сохранившихся  памятников.  В XVII–XVIII вв. и первой половине XIX в., когда искусство античного периода было исключительно популярным и играло колоссальную роль в формировании европейской художественной культуры, создавались и тиражировались многочисленные гравюры и рисунки антиков, археологических раскопок и архитектурных комплексов6. На раскопках Помпей и Геркуланума делались зарисовки архитектурных элементов, копии рисунков декора. Широко известны работы Пиранези с изображениями памятников Пестума, древностей римского Форума и других итальянских территорий [9]. К сожалению, неизвестно о подобной фиксации внешнего вида или интерьера храма Афины, однако графические свидетельства современных ему храмов могут оказать существенную помощь в поиске некоторых форм и элементов, например, тех, что были неизменными или обязательными на территориях Великой Греции. Скорее всего, новый византийский облик хоть и сохранил храм в веках, но во время роста интереса к античности в XVIII в. помешал его восприятию, как памятника античного искусства. Сохранились свидетельства того, что реконструкция начала XX в. открыла многие античные детали храма, которые до того были скрыты поздними наслоениями штукатурки и обновленными конструкциями [23, p. 12]. Таким образом, современному исследователю крайне трудно представить себе прежний облик храма Афины. Так как собор является уникальным памятником древности и одновременно — освященным собором, его освобождение от позднейших архитектурных «наслоений» не представляется возможным по целому ряду причин. Однако архитекторам и историкам искусства важен для изучения и анализа каждый сохранившийся античный храм, ведь несмотря на то, что храмы возводились в соответствии со строгими ограничениями, для каждого из известных типов сооружений (храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, моноптер, толос) важную роль играли материал и окружающая среда, и, разумеется, нельзя не принимать во внимание дарование самих зодчих. Храм Афины в Сиракузах представляет собой уникальный памятник архитектуры.
Хотя это не единственный пример в истории, когда греческий храм на территории Великой Греции впоследствии был перестроен в христианскую базилику, именно у храма Афины из-за его местоположения в самом центре политической жизни острова сложилась совершенно особенная история.
Однако в том, что касается новой жизни в роли христианской базилики, такая же судьба была и у других известных храмов: храма Афины в Пестуме (первоначально — греческая колония Посейдония) и одного из храмов сицилийского города Агригента (храм F, также называемый храмом Согласия) [23, p. 48].



Храм Афины в Пестуме
Храм Афины в Пестуме был построен в самом конце VI в. до н. э., через полтора века после храма Афины в Сиракузах. Пестумский храм находится в значительно лучшем со- стоянии, до нашего времени практически нетронутыми сохранились многие конструктивные и декоративные элементы, которые утеряны или разрушены в многочисленных перестройках храма Сиракуз. Одна из важных находок — это мощный, тяжеловесный фриз дорического ордера, составленный из больших блоков известняка, триглифы и метопы которого украшены декоративными пластическими изображениями.
Планировка храма очень проста: шесть фронтальных и тринадцать боковых колонн; перистиль, пронаос и целла, в которой сохранились свидетельства размещения в ней адитона. Размеры храма по стилобату — 14,53 × 32,68 м, он почти в два раза меньше, чем храм в Сиракузах; высота колонн — 6,12 м. Пронаос отделен от перистиля шестью колоннами: 4 фронтальных и по одной по бокам; стены целлы оканчивались выступающими полуколоннами; их и эти шесть колонн венчали ионические капители. Сохранившиеся элементы этих колонн (восемь баз и всего две капители) хранятся в Археологическом музее Пестума. Это наиболее ценные из найденных здесь свидетельств развития архитектуры того периода, так как они также являются самым ранним из известных примеров применения ионических колонн на территории Италии. «Это первый столь удачный союз двух стилей, которые дополняют друг друга, но не теряют своей чистоты и разделены по функциональному назначению» [24, p. 63]. Целла поднята над уровнем пронаоса на высоту трех каменных ступеней — около 60 см. По всему периметру целлы тянется карниз с уступом для крепления деревянных конструкций. «Для перекрытия <…> требовалось большое количество дерева, но это компенсировалось возможностью использования чердачного помещения» [16, с. 429].
Первоначально предполагалось, что этот пестумский храм посвящен Церере (в греческой мифологии ей соответствует Деметра) — богине плодородия. Однако найденные при дальнейших раскопках глиняные статуэтки, изображающие Афину, вазы с именем этой богини и расположенные по периметру храма небольшие углубления с дарами, приносимыми по обычаю верующими, доказали, что храм был возведен в честь богини Афины. В пользу этого предположения говорило также и то, что храм находится на самой высокой точке рельефа, в части города, противоположной той, где полвека назад уже был возведен храм Геры. В греческих полисах храм Афины закладывался в наиболее возвышенной части города, как, например, Парфенон в Афинах, возведенный на вершине Акрополя, — главное святилище богини. На фронтоне храма в Пестуме, как стало очевидно позднее, также изображены сцены войны греков с троянцами, расположенные по сторонам от центральной фигуры Афины с головой Горгоны Медузы в руке. Образ Горгоны Медузы широко использован и в декоре храма Афины в Сиракузах, а также перекликается с сюжетами из храма Афины Афайи.
В южной части целлы археологи нашли остатки трех христианских надгробий — свидетельство того, что в самом начале эпохи Средневековья храм использовался как христианская церковь. Когда Пестум приходил в упадок (IV в. н. э.), постепенно превращаясь в болото, храм Афины, стоявший на возвышенности, не был заброшен. Еще в течение нескольких веков он служил христианским святилищем для жителей деревень, расположенных неподалеку от забытого города. Однако в IX в. н. э. и эти поселения были оставлены из-за набегов пиратов и нападений арабов.



Храм F (храм Согласия) в Агригенте
О храме F (храме Согласия) сицилийского города Агригента известно следующее: «воз- веденное между 440 и 430 гг. до н. э. здание храма было перестроено в VI в н. э. в базилику, посвященную Святым Петру и Павлу. <…> Здание христианской базилики было разобрано в 1748 г., для проведения работ по возвращению античному храму его прежнего облика, и в 1788 г. реставрация была успешно завершена» [23, p. 48]. Изначально храм имел соотношение колонн 6 к 13, с двумя лестницами вдоль длинных сторон храма, по которым можно было подняться на крышу. Это один из наиболее хорошо сохранившихся дорических храмов V в. до н. э., но, к сожалению, работы XVIII в. полностью уничтожили следы использования храма в качестве христианской базилики. Сведений же о том, насколько восстановленный храм соответствует своему первоначальному облику, не сохранилось, как и подробной информации о том, чем руководствовались архитекторы, проводившие эти работы.
Даже Парфенон в Афинах не избежал схожей судьбы: когда в 392 г. византийский император Феодосий I запретил языческое поклонение в любой форме [5, с. 195–200], в V в. Парфенон стал православным храмом Святой Премудрости («Агиа София»). В 662 г. его переименовали в собор Пресвятой Богородицы. К западной стене Парфенона пристроили нартекс, с восточной стороны добавили апсиду, поддерживавшую алтарь. Апсида была украшена мозаикой Панагии, а стены покрыты фресками. В настоящее время на верхней части одной из внутренних стен все еще виден фрагмент фрески Благовещения. Та эпоха изменила все храмы Афинского акрополя: Эрехтейон использовался, как православный храм в честь Богородицы, храм Гефеста на афинской Агоре у подножия акрополя стал церковью Святого Георгия, а в Пропилеях находилась часовня, посвященная Святой Троице. В 1204–1205 гг. Афины перешли в руки франков, которые использовали акрополь как дворец и крепость, а Парфенон превратили в католический собор Афинской Богоматери [12, с. 202].
Христианский Парфенон хранил множество сокровищ Церкви. «Согласно записи, датируемой 1390 г., здесь покоились мощи преподобного Макария Великого и Евангелие, переписанное лично святой царицей Еленой» [18, p. 193]. Путешественники тех времен отмечают в своих записках, что видели в Парфеноне одну из икон Богородицы кисти самого евангелиста Луки и лампаду, в которой чудесным образом не иссякает масло. В сере- дине XIV в. Педро IV Арагонский писал о Парфеноне: «Это величайший из всех алмазов вселенной; такой, какой не под силу воспроизвести всем Царям Христианского мира» [18, p. 200].
Потом Афины были захвачены турками, и те превратили Парфенон в мечеть, а Эрехтейон перестроили в гарем турецкого военачальника. Гарнизон Акрополя продержался еще два года после поражения Флорентийского герцогства и падения в 1456 г. нижних Афин, и лишь в 1458 г. султан Мехмед II смог совершить триумфальный вход в завоеванный город. Он полностью понимал ценность и значение Афин как жемчужины классического и православного византийского периода и, стремясь заполучить греков в качестве союзников против Запада, возвратил Парфенон восточным христианам, и в нем была расположена кафедра митрополита Афинского.
Таким образом, как минимум в трех случаях для базилик и, впоследствии, соборов были выбраны именно храмы Афины, несмотря на то что они были не единственными храмами в этих городах. Возможно, свою роль сыграло то, что храм Афины, как правило, находился на самом высоком месте в городе, и при постройке базилики христиане так же, как и греки, предпочитали располагать культовые места на возвышенностях.
Однако в ряде научных работ по истории искусства прослеживается следующая мысль: «как на заре, так и на закате античности понятие «София» выступает в единстве с мифологемой Афины Паллады. <…> В упорядоченном здании греческого языка и греческого мифа идея Софии и образ Афины стоят друг против друга, взаимно отражая, осмысляя и объясняя друг друга» [1, с. 31], и, возможно, образ Афины в некотором роде получил дальнейшее развитие в христианстве — как источник и предшественник образа Мудрости Божией — Софии. Греческая религия определяла Афину как богиню мудрости, градохранительницу, а, как известно, в древнегреческой философии понятие «мудрость» было возведено в ранг категории, развивающей ее духовный и интеллектуальный аспекты. Не исключено, что именно этот факт своеобразного наследия по линии «Афина — София» способствовал тому, что для базилик выбирались именно храмы Афины. Здесь можно было найти идеологическое обоснование использованию языческой постройки для нужд новой религии, хотя иногда перестройка архитектурного сооружения занимает куда больше времени, отнимает больше денежных средств и человеческих ресурсов, чем новый проект.
Так или иначе, эта «новая жизнь» греческих храмов сохранила их до нашего времени в очень хорошем состоянии. Даже храм Афины в Пестуме, который, конечно, необходимо было реставрировать, дошел до наших дней в куда лучшем состоянии, чем другие современные ему пестумские храмы.
Однако сохранности храмов способствовало не только их функциональное использование и связанные с ним забота о внутреннем убранстве и ремонт конструкций, но и сама их принадлежность к христианской религии. Известно, что «норманны, установившие свое господство на Сицилии в 1072 г., разрушают памятники местного зодчества, но традиции византийской и арабской архитектуры сохраняются» [2, с. 125]. Таким образом, храм Афины, который вполне мог быть превращен в руины во время войны или после нее, уцелел, так как уже три века был памятником византийской архитектуры.
На примере храма Афины в Сиракузах современные исследователи могут не только видеть образец сицилийского дорического храма: изучать его конструкции, способы обработки материалов, развитие технологий античного времени, но и наблюдать попытки объединения в гармоничную постройку элементов более поздних эпох, а также уровень технического развития каждого строительного периода.
Кроме того, использование античного произведения архитектуры было, с одной стороны, весьма прагматичным, а с другой стороны, позволяло без коренной ломки и уничтожения привычных образов, не прерывая художественной ретроспективы, дать ощущение целостности и незыблемости духовных основ жизни.



Ссылки.

  1. Научный руководитель — А. Н. Фоменко, доктор искусствоведения, профессор кафедры философии, культурологи и искусства ЛГУ имени А.С. Пушкина.
  2. Лучшим полным изданием сочинений Цицерона считается: [24]; полное издание речей на русском языке: [14], [15].
  3. Диодор ссылается на имена 87 древнегреческих авторов, у которых он собирал сведения о географии, культуре и истории древних и современных ему стран, излагая события вплоть до Галльских войн Юлия Цезаря. «История» Диодора сохранилась до наших дней лишь частично, полностью известны книги I–V и XI‒XX, фрагментарно — книги IX и X. Последнее полное собрание сгорело в 1453 г., во время разграбления Константинополя турками. Некоторые из утерянных книг известны по цитируемым фрагментам из сочинений византийских авторов.
  4. Наиболее авторитетным принято считать издание: [26]. Переиздание в трех томах: [27], [13] — наиболее полная из последних публикаций на русском языке, в которой перевод выполнен с греческого текста в издании: [22].
  5. Первое печатное издание трактата Marcus Vitruvius Pollio. De architectura libri decem. было осуществлено в Италии в 1486–1492 гг. гуманистом Поджо Браччолини. С 1497 по 1909 г. в Европе увидели свет 73 издания трактата. Первый перевод на русский язык, выполненный В. Баженовым и Ф. Каржавиным, вышел в 1792–1797 гг.; на русском языке наиболее известным является комментированное издание: [4].
  6. См., например: [6, с. 27–37].


Литература

  1. Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство и художественная культура домонгольской Руси. ‒ М.: Наука, 1972. ‒ С. 25–49.
  2. Арган Дж. К. История итальянского искусства: в 2 т. / пер. с итал. ‒ М.: Радуга, 1990. ‒ Т. 1. ‒ 319 с.
  3. Верман К. История искусства всех времен и народов: в 3 т. / пер. с нем. ‒ СПб.: Просвещение, 1903. ‒ Т. 1. ‒ 827 с.
  4. Витрувий. Десять книг об архитектуре / пер. Ф.А. Петровского. ‒ М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1936. ‒ 331 с.
  5. Воробьева Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I‒IV веков в освещении отечественной историографии второй половины XIX – начала XX века: уч. пособие. ‒ Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. ‒ 216 с.
  6. Гервиц М.В. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж. ‒ СПб.: АРС, 2003. ‒ 151 с.
  7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / пер. И. Алексеева. ‒ СПб., 1775.
  8. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / пер. с древнегреч., вступ. ст., комм., указ. О.П. Цыбенко. ‒ М.: Лабиринт, 2000. ‒ 224 с. Дьяков Л.А. Джованни-Баттиста Пиранези. ‒ М.: Изобразительное искусство, 1980. ‒ 120 с.
  9. Дьяков Л.А. Джованни-Баттиста Пиранези. ‒ М.: Изобразительное искусство, 1980. ‒ 120 с.
  10. Историография античной истории / отв. ред. В.И. Кузищин. ‒ М.: Высшая школа, 1980. ‒ 415 с.
  11. Керам К. Боги, гробницы, ученые / пер. с нем. А.С. Варшавского. ‒ СПб.: Кэм; Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1994. ‒ 367 с.
  12. Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. ‒ М.: Языки русской культуры, 2000. ‒ 352 с.
  13. Страбон. География в 17-ти книгах / пер. Г.А. Стратановского; ред. О.О. Крюгер, С.Л. Утченко. ‒ М.: Ладомир, 1994. ‒ 943 с.
  14. Цицерон. Полное собрание речей / пер. В.А. Алексеева и Ф.Ф. Зелинского; ред. Ф.Ф. Зелинский. ‒ СПб., 1901. ‒ Т. 1: Речи 1‒24 (81‒63 гг. до Р. Х.).
  15. Цицерон Марк Туллий. Речи: [В 2 т.] / пер. В.О. Горенштейна; отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек. ‒ М.; Л.: Наука, 1962. ‒ (Литературные памятники).
  16. Шуази О. История архитектуры: В 2 т. / пер. с фр. ‒ М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935‒1937.
  17. Шуази О. История архитектуры: В 2 т. / пер. с фр. ‒ М.: Изд-во В. Шевчук, 2005.
  18. Beard M. The Parthenon. ‒ Cambridge; Massachusetts: Harvard University Press, 2003. ‒ 209 p.
  19. Ciceronis scripta: Vol. I–X / edd. С.F.W. Müller et G. Friedrich. ‒ Leipzig: B.G. Teubner, 1904–1912.
  20. Diodorus Siculus. Bibliotheca historica: Vol. I–V / edd. I. Bekker, L. Dindorf; rec. F. Vogel. ‒ Leipzig: B.G. Teubner, 1888‒1906.
  21. Holloway Ross R. The Archaeology of Ancient Sicily. ‒ London: Routledge, 2000. ‒ 211 p.
  22. Jones H.L. The Geography of Strabo: [in 8 vols.] / with an English translation. ‒ London: William Heinemann Ltd., 1917–1932. ‒ (The Loeb Classical Library).
  23. Messineo G., Borgia E. Sicile Ancienne. ‒ Roma: Vision S.R.L., 2005. ‒ 72 p.
  24. Pennino L., Capriceci A.C. Paestum. ‒ Salerno: Casa Editrice Bonechi, 2004.
  25. Smith J.W. A Synopsis of the Origin and Progress of Architecture. ‒ London: A.J. Valpy, 1831. ‒ 177 p.
  26. Strabonis Geographica / ed. A. Meineke. ‒ Leipzig: B.G. Teubner, 1877.
  27. Strabonis Geographica: Bd. I–III / rec. A. Meineke. ‒ Leipzig: B.G. Teubner, 1915–1925.