Содержание материала

К.Б. Косенкова (ЛГУ имени А.С. Пушкина)
Сиракузские метаморфозы: к проблеме преемственности архитектурных решений от античности к христианству (на примере храмов Великой Греции)1


В настоящей статье рассмотрена и проанализирована судьба построенного в античное время храма Афины в Сиракузах. Возведенный в V в. до н. э., храм был впоследствии превращен в христианскую базилику, его архитектура претерпела существенные изменения. В этих изменениях отразилась суть тех перемен, которые характеризуют иное, нежели в античности, восприятие человеком мира и своего места в нем, отразившиеся в приспособлении старых форм к новому контексту.
Сицилия — крупнейший остров Средиземного моря — лежит на перекрестке значимых во все времена морских путей, что на протяжении тысячелетий определяло его историю. В VIII‒VI вв. до н. э. греки осваивали новые территории, основывая колонии по всему Средиземноморью. Обосновались они и на Сицилии. Благодаря плодородным почвам и усилиям греческих колонистов Сицилия превратилась в богатый и мощный регион, соперничающий с полисами материковой Греции, даже такими прославленными и сильными, как Афины.
Греческая колонизация Сицилии началась в VIII в. до н. э., когда на побережье Ионического моря у мыса Скизо была основана первая колония — Наксос. В дальнейшем греки также занимали удобные бухты по побережьям острова, так как на протяжении последующих веков они поддерживали тесную связь с материковой Грецией: вели торговлю, участвовали в Олимпийских играх, заключали военные союзы.
Город Сиракузы, второе поселение на острове, был основан колонистами из Коринфа в 734–733 гг. до н. э. Прибрежная местность носила название, оставшееся от сикульских племен, населявших эти территории, — Сиракуза («болото»). Местность для основания колонии была указана Дельфийским оракулом, но оказалась совершенно непригодной для жилья и тем более — для создания нового города. Тем не менее поселенцы приступили к осушению болот, высаживая кипарисы, которые способны осушить и укрепить почву. Постепенно Сиракузы стали одним из самых крупных и влиятельных городов Сицилии, с населением (в период своего расцвета) около миллиона жителей [23, p. 10].
Географическое положение Сицилии делало ее не только стратегически важным пунктом на карте Средиземноморья, но и экономически и политически выгодным регионом. Господство над островом давало обладателям существенные преимущества: в середине III в. до н. э. он был завоеван римлянами, став первой римской провинцией, поставлявшей в Рим сельскохозяйственную продукцию. За римлянами сюда пришли варвары (V в. н. э.) и остготы (начало VI в. н. э.). К 535 г. н. э., вслед за периодом римского владычества, пришедшего на смену независимости греческих поселений, на Сицилии наступил период византийского, а к концу IX в. — арабского господства. Этот период стал одним из самых ярких в истории острова. Начиная с 902 г. н. э., когда на остров пришли арабы и началась борьба за Сицилию между христианскими и мусульманскими войсками, ее города неоднократно переходили из рук в руки. К середине X в. остров полностью принадлежал арабам, а город Палермо, расположенный в его северо-западной части, стал одним из важнейших городов арабского мира. Однако арабское владычество продлилось всего около ста лет: уже в начале XI в. вслед за арабами на острове появились норманнские рыцари под предводительством Роджера д’Альтавилла, и новые войны охватили остров. Арабы были изгнаны, и Сицилия снова стала частью христианской Европы. В XII‒XIII вв. остров входил в состав Сицилийского королевства, которое в 60-е гг. XIII в. завоевал Карл I Анжуйский. К концу века, в результате восстания жителей острова, Сицилия перешла под власть королей Арагона и состоявшего с ними в родстве швабского княжеского рода Гогенштауфенов. В 1282–1302 гг. остров был полностью подчинен войском Педро III Арагонского, и в течение почти пяти столетий Сицилией управляла Испания. В 1713 г. по Утрехтскому миру остров получило Савойское герцогство, а по Лондонскому договору 1720 г. Сицилия уже была отдана Австрии. С 1735 по 1860 г. Королевством обеих Сицилий правила династия Бурбонов.
Исторические события всегда оказывают непосредственное влияние на культуру и искусство того или иного региона, и на Сицилии, чья история чрезвычайно богата войнами и завоевательными походами, архитектура несет на себе их отпечаток. Византийцы превращали греческие храмы в христианские базилики, арабы — в мечети, норманны снова переделывали мечети в церкви. В крупных городах, таких как Палермо, Таормина, Сиракузы, можно наблюдать множество примеров подобного смешения конструкций и стилей. Многие сооружения, поражающие воображение современного зрителя, на первый взгляд не имеют ни малейшего отношения к первоначальной застройке городов и их  греческим корням. Однако  это не соответствует  действительности: несмотря на многочисленные изменения и перестройки, некоторые величественные здания и соборы стоят на греческих фундаментах и хранят свидетельства двух с половиной тысячелетий сицилийской архитектуры.
Древнегреческие колонии, основанные на побережьях Италии, оставили последующим поколениям богатое архитектурное наследие: постройки, возводившиеся на освоенных греками территориях, греческие в своей основе, отличались местным своеобразием. Новаторские решения в архитектуре сицилийских храмов подчеркивают, в том числе, и соперничество Сицилии с Грецией, чьи храмовые сооружения по масштабу и величественности порой уступают постройкам колонии. К тому же здесь, вдали от греческих территорий и многочисленных образцов, определяющих архитектурный канон, нововведения зодчих быстрее и легче воплощались в жизнь, что особенно заметно именно в храмовой архитектуре. На Сицилии памятники, свидетельствующие о ее былом величии, сохранились до наших дней, они образуют целые архитектурные комплексы в Долине храмов неподалеку от Агригента, в Селинунте, Сегесте, в археологической зоне Сиракуз, Таормине и других городах.
Каждый из древнегреческих храмов по-своему уникален, каждый из них создавался в созвучии с окружающей его средой, в каждом были применены свои конструктивные приемы и материалы. Однако на территории материковой и островной Греции храмы многократно подвергались воздействиям природных стихий, страдали от вмешательств человека, и многие из них давно лежат в руинах. Что касается памятников Великой Греции, то еще в конце XIX в. Карл Верман, искусствовед, директор Дрезденской галереи, писал в своем труде «История искусства всех времен и народов»: «В Южной Италии и Сицилии сохранились остатки древнейших греческих храмов, более значительные, чем в самой Элладе, метрополии этих колоний. В Пестуме и Джирдженти эти остатки еще держатся; в Селинунте, Сиракузах и других местах, как известно, они уже повалились на землю» [3, с. 300–301]. За сто с лишним лет, прошедших с поры написания этого труда, на землях Европы разразились две мировые войны, множество локальных конфликтов и природных катаклизмов, которые нанесли урон культурному наследию. Поэтому для изучения истории античного искусства, для подлинного понимания его многообразия и законов его развития так важны все сохранившиеся до наших дней храмы. Каждый из них ценен для понимания греческой архитектуры и для истории искусства в целом.
В самой высокой части острова Ортигия, на котором расположена часть города Сиракузы, находится его Соборная площадь. Здесь же был и акрополь античного города с двумя храмами: один в дорическом стиле, другой — практически не сохранившийся до нашего времени — в ионическом. Дорический храм, храм Афины, о котором далее пойдет речь, был возведен в эпоху тирании (VII–VI вв. до н. э.), когда во главе города стояли люди, получавшие власть не по наследству, а каким-либо иным путем. Именно тогда, во время правления тирана Гелона из семьи Диномениди из города Гела (485–478 гг. до н. э.), войска Великой Греции, возглавляемые Сиракузами и Акрагантом, одержали победу над карфагенянами, и в честь победы в битве при Имере (480 г. до н. э.) был возведен прекрасный храм Афины. Учитывая сложную в дальнейшем историю храма, который в VII в. н. э. был перестроен в христианскую базилику, а десять веков спустя — в барочный собор, для его изучения, наряду с исследованиями историков архитектуры, принципиально важны античные источники, в которых этот храм упомянут и описан.
Наибольшую ценность, разумеется, представляют сведения, содержащиеся в текстах, относящихся собственно к античному времени. Так, из сочинений Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.), римского политика, философа и блестящего оратора, для нашей задачи важны его многочисленные речи2. Цицерон опубликовал более ста речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились
58. К числу наиболее известных относятся его речи против Верреса, который в 73–71 гг. до н. э. управлял провинцией Сицилия, после чего за злоупотребления властью был предан суду в Риме, где его обвинителем выступил Цицерон. В речи «О предметах искусства» (вторая сессия, 70 г. до н. э.) приводятся красочные описания и сведения о многих памятниках Сиракуз, разграбленных Верресом, в том числе и о храме Афины [15, с. 59–109].
Состоящая из 40 книг «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (90–30 гг. до н. э.) [20; 7; 8], которую автор создавал на протяжении тридцати лет3, остается единственным и поэтому практически неоценимым источником сведений для освещения многих исторических периодов. Диодор был родом с Сицилии, и потому в своих трудах много писал о городах, культуре и искусстве острова. Некоторые из его свидетельств чрезвычайно важны для изучения его архитектуры.
Почти целиком сохранилось сочинение Страбона (64 г. до н. э. – 24 г. н. э.) «География»4, состоящее из 17 книг и включающее введение (I–II), описание Европы (III‒X), Азии (XI‒XVI) и Африки (XVII). В изучении европейских земель больше всего внимания Страбон уделяет Элладе и Италии. В числе прочего пишет он о Сицилии и о Сиракузах, рассказывая историю города от его основания Архием, выходцем из Коринфа, до современных самому Страбону событий разорения Сиракуз Помпеем и восстановлении их цезарем Августом. Здесь же приведены некоторые сведения о расположении Сиракуз, заметки о богатстве города и о причинах его возвышения над прочими поселениями.
В сочинении Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре»5, без которого не обходится ни одно исследование по истории античной архитектуры, содержатся основополагающие сведения о строительстве античных храмов, в том числе и тех, что были расположены на территориях Великой Греции, примеры тех или иных типов сооружений, описание материалов и способов постройки зданий.
В изданном в 1831 г. в Лондоне труде С.Дж. Уильяма [25] можно найти сведения о храме Афины в Сиракузах, здесь он назван храмом Минервы, по латинской традиции, идущей от Рима. Помимо непосредственно упоминания о храме, автор приводит сравнительные таблицы размеров современных ему культовых сооружений, сгруппированных по ордерам.
Упоминания о сицилийских памятниках архитектуры можно найти и в работе Огюста Шуази, издавшего в 1870-е гг. двухтомное сочинение, которому суждено было стать классикой литературы по истории зодчества [16; 17]. В нем сведены воедино итоги исследований, которые проводились в течение XIX в. рядом крупных европейских ученых, в том числе и самим автором. Он анализирует эволюцию архитектуры от ее зарождения, отводя значительную часть работы исследованию архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Рациональная греческая ордерная система подробно рассмотрена О. Шуази, и в числе прочего приведены некоторые сведения о храмах Сиракуз [16, с. 320–321].
Необходимо отметить, что в историографии античного искусства есть много общего с историографией античной истории. Эта общность выражается в том, что «…интерес к выдающимся, «творческим личностям» времени поздней классики <…> заслоняет несравненно более широкий исторический объект — развитие самого сиракузского общества и государства» [10, с. 303]. Эта тенденция сохраняется вплоть до конца XX в. Архитектуре Великой Греции, в том числе и памятникам Сицилии, посвящены несколько глав в работе Джулио Карло Аргана [2], одного из ведущих представителей современного классического искусствознания. В первом томе его труда анализируется искусство античности, где архитектуре отведено одно из центральных мест.
Изданная в 2000 г. монография Р. Холловея,  посвященная археологическому исследованию  античной  Сицилии  [21],  содержит  многочисленные  сведения  о  памятниках, сохранившихся от эпохи, предшествующей греческой колонизации. Его труд стал своевременным и актуальным, и, уже дважды переизданный, он дает полную картину последовательного развития сицилийского искусства, как его на данный момент представляют и описывают исследователи, основываясь на результатах археологических раскопок. Здесь представлены сведения о вазописи, декоративном искусстве, предметах быта и архитектуре храмов.
Памятники античной архитектуры, включая целые городские комплексы и зоны археологических раскопок, в последнее время пользуются все возрастающим успехом у многочисленных туристов и любителей древности. Такой интерес стимулирует расширенное финансирование исследований и работу по охране памятников искусства. ЮНЕСКО с каждым годом патронирует все большее количество памятников, направляя к местам раскопок специалистов для их изучения. Одна из последних изданных работ — труд Дж. Мессинео и Е. Борджиа, посвященный античной Сицилии [23], некоторые из опубликованных в нем сведений впервые вводятся в научный оборот и становятся достоянием заинтересованной аудитории.