Содержание материала


Ссылки.

  1.  Иванова О.Н. Gesamtkunstwerk: культурно – философские основания, их репрезентация в теоретическом и художественном наследии Р. Вагнера. Автореферат диссертации. Кострома, 2007. С. 12.
  2.   Там же. С. 13.
  3.  Wagner R. Sämtliche Schriften und Dichtungen. Bd. 3. Leipzig, 1911. S. 60–61.
  4.  Вагнер Р. Моя жизнь. Т. 2. М., 1911. С. 174–175.
  5.  Trahndorff K. Ästhetik oder Lehre von Weltanschauung und Kunst. 2 Bde., Berlin, 1827.
  6.  Ницше Ф. Несвоевременные размышления. Рихард Вагнер в Байрейте // Он же. Несвоевременные размышления. СПб., 2012. С. 273–349; С. 237–242; Он же. Случай Вагнер // Полное собрание сочинений в 13 томах. М., 2009. Т. 5. С. 383–422; Он же. Ницше против Вагнера // Там же. Т. 6. С. 319–347.
  7.   Борьбу Ницше против Вагнера Мартин Хайдеггер считал понятной в своей необходимости для истории. О музыке Вагнера он упоминает в размышлениях о «неполном», «еще не завершенном нигилизме» Ницше. Опустевшее место христианского Бога после слов Ницше «Бог мертв» в сверхчувственном мире взывает к замещению чем-то иным. Этим иным, новым идеалом, и пытается стать музыка и теория Вагнера во второй половине XIX в. Совершенный нигилизм Ницще переоценивает и эти ценности, и сам принцип их избирания, который уже не есть безжизненный мир сверхчувственного. Для нашего понимания противоборства Ницше со своим бывшим кумиром необходимо понять мысли философа в независимости от представления о ценности, чтобы сделать наследие «последнего мыслителя метафизики» «предметом для вопрошания». Подробнее см.: Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. М., 1990. № 7. С. 143–176; Он же. Время картины мира // Он же. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 41–63.
  8.   Поэзия французского символизма. М., 1993. С. 497.
  9.   Там же. С. 435.
  10.   Там же. С. 435
  11.   Нордау М. Вырождение. Киев, 1892.
  12.   Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., 1997.
  13.  Лиштанберже А. Рихард Вагнер… С. 468.
  14.  Лиштанберже ссылается на мнение своего современника, английского германиста с немецкими корнями Куно Франка, который увидел в творчестве Вагнера «самую патетическую прокламацию «художественного идеала будущего, этого коллективистического пантеизма»». Лиштанберже А. Рихард Вагнер… С. 476.
  15.   Зедельмайр Х. Утрата середины. М., 2008.
  16.   Adorno T., Eisler H. Komposition für den Film. Frankfurt am Main, 2006.
  17.   Der Hang zum Gesamtkunstwerk – europaische Utopian seit 1800. Frankfurt am Main, 1983.
  18.   Unsere Wagner: Joseph Beuys. Heiner Mueller. Karlheinz Stockhausen. Hans Juergen Syberberg. Essays. Frankfurt/M., 1984. 
  19.   Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин // Искусство утопии. М., 2003.
  20.  Feldmann T. Addition, Synthese und Utopie. Stationen des Gesamtkunstwerks zwischen Romantik und Postmoderne. Dissertation. Bochum, 2000.
  21.   Ibid. S. 223.