Вальковский Антон Васильевич
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Трансформация социокультурных функций в актуальном искусстве
В современной культуре старые формы социальности, которые были основаны на фиксированной стратной идентичности, и стабильность которых поддерживалась крупными социальными институтами, постепенно перестают играть доминирующую роль, что позволило многим исследователям констатировать «конец социального». Тем не менее, мы должны говорить не о «конце социальности», а о конце ее старых форм и наших прежних представлений о ней. В настоящее время мы являемся свидетелями становления новой формы социальности — культуры соучастия. Свою модель новой (будущей) — гуманизированной — формы социальности предлагает актуальное искусство.
Если целью классического искусства было адекватное изображение окружающего мира, а также его эстетизация и поэтизация, то искусство модернизма уже отказывается от миметической концепции художественной деятельности и стремится не к реалистической или эссенциальной репрезентации мира, а передаче субъективных переживаний художника. Авангардные же художественные практики окончательно отказались от идеи искусства как репрезентации и стремились преобразить и изменить социальную реальность, уничтожив старые формы общественных отношений и построив на их фундаменте новые. Авангард, заряженный революционным пафосом, видел свою цель в переустройстве социальных отношений. Социокультурные функции искусства в настоящее время трансформируются: актуальное искусство довольно рано осознало нереалистичность утопических построений авангарда, оно больше не имеет целью отражать социальную действительность, изменять ее или формировать воображаемые или утопические реальности, оно пошло по пути создания альтернативных форм жизни, новых форм, которые производят, моделируют и инициируют новые социальные отношения. Актуальное искусство на базе реляционной эстетики и партиципаторных художественных практик переходит к социальному конструированию, стремится создать автономное пространство «микротопий» — пространство альтернативной социальности, противостоящей господствующим в современной культуре формам социальности и властных отношений, но делает это не спонтанно и произвольно. Современное искусство, обладающее прогностическим потенциалом, профетическими функциями, улавливает зарождающиеся в культуре интенции и предлагает действенную и продуктивную модель культуры соучастия.