Стихина Мария Игоревна
Уральский федеральный университет
Николай Врангель — исследователь творчества Ф.С. Рокотова
Важную роль в изучении живописи XVIII в. сыграл Николай Николаевич Врангель — талантливый художественный критик Серебряного века, историк искусства, экспозиционер, сотрудник журналов «Старые годы» и «Аполлон». Именно ему во многом принадлежит «открытие» портретиста екатерининского времени ‒ Ф. С. Рокотова. Наша цель — определить значение Н. Н. Врангеля в изучении творчества Рокотова, рассмотреть подход ученого к исследуемому материалу, выявить его критерии оценок.
В трудах, посвященных русскому искусству XVIII в, давались различные оценки трудам Врангеля: от акцентирования внимания на неточностях и ошибках, что было характерно для отечественного искусствознания 1930–1950-х гг. с его предвзятым отношением к художественной культуре рубежа XIX–XX вв. (А. В. Лебедев, Н. П. Лапшина) до признания вклада ученого и актуализации его идей в 1960-е гг. и последующие десятилетия (Д. В. Сарабьянов, Т В. Ильина, О. С. Евангулова, А. А. Карев). Сравнительно недавно личность Н. Н. Врангеля, его просветительская деятельность и вклад в изучение русского XVIII в. стала предметом серьезного изучения (А. П. Банников, И. А. Лаврухина, И. А. Золотинкина).
Обращению Врангеля к творчеству Рокотова предшествовала организация выставок русского портрета, публикация статей посвященных искусству XVIII века, работа над Юбилейным изданием истории Академии художеств. В своей статье («Старые годы» 1910 г.) он характеризует Рокотова, как «интересного, подлинного художника», окруженного притягательным ореолом тайны, влекущей к себе зрителя и исследователя. Среди причин недостаточной изученности портретиста критик называет отсутствие потомков, которые могли бы сообщить сведения о его жизни, отсутствие авторских подписей на полотнах, редкое упоминание имени Рокотова в архивных документах.
Круг проблем, поставленных Врангелем довольно широк: об учителях Рокотова, о его положении в Академии художеств, о роли традиций и влиянии западноевропейского искусства на русское, о личности портретируемых – современников художника. Врангель выделяет «петербургский» и «московский» периоды творчества, прослеживает эволюцию живописного стиля мастера, отмечает характерные изменения живописной палитры Рокотова: от «варварской» симфонии красок к гармоничным взаимно-вибрирующим тонам.
Свои рассуждения Врангель основывал на сведениях, обнаруженных им в архиве Академии художеств, в бумагах Я. Штелина и др. Однако подход Врангеля отличается от предшественников в утверждении эстетической ценности русского портрета XVIII в., его самобытности.
Публикации в «Старых годах», по замыслу автора, предстояло стать одной из глав, готовящейся к печати, но так и неизданной монографии. Ввести Рокотова в контекст истории отечественного искусства предстояло будущим исследователям. Однако на всём, что будет сказано о Рокотове, ляжет отпечаток восприятия художника Серебряным веком, проявившим романтические начала его творчества.