Наумова Вера Сергеевна
МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: д-р иск., профессор А. А. Карев
Усадебное строительство К. Г. Разумовского в Малороссии. Особенности архитектурного заказа
Объем и размах строительных проектов президента Академии наук и гетмана Малороссии Кирилла Григорьевича Разумовского (1728–1803), стремившегося согласно девизу своего герба «Славу увеличивать делами», свидетельствуют о том, что именно этот вид художественной деятельности был наиболее близок заказчику. Помимо дворцов в Петербурге и Москве, по его инициативе было построено множество загородных усадеб, существенная часть которых находилась в Малороссии.
Эта деятельность имеет свою периодизацию. С 1746 по 1764 год (когда было упразднено гетманство), превалировал «государственный» заказ (градостроительные работы в Батурине и Глухове). В 1750-е гг. он начал строить частные дворцы в своих южных землях (Красный рог). Подлинный размах частное усадебное строительство К. Г. Разумовского получит уже после упразднения гетманства (Почеп, Баклань, Блистово, Яготин, новый дворец в Батурине).
История возведения этих усадеб позволяет определить как типичный механизм заказа (например, в выборе архитектора по рекомендации или заключении стандартного контракта), так и особенности строительства в отдаленной от столицы местности (в частности, в приглашении местного мастера для непосредственного надзора над строительством). Найденные архивные материалы позволяют сделать вывод о непосредственном участии гетмана в принятии решений на каждом из этапов строительного процесса.
Комплексы после 1764 г., хотя и были более камерными по сравнению с первым дворцом в Батурине, тем не менее, относились к типу парадных резиденций, демонстрирующих высокий статус владельца. При всем разнообразии планировок они в целом имели общие черты, отличаясь от усадеб других помещиков, строивших в этом регионе в последней четверти XVIII в. (в частности, К. Г. Разумовский предпочитал традиции палладианской архитектуры модному тогда «готическому» вкусу). Именно строения в вотчинах бывшего гетмана, возведенные по проектам лучших столичных (в основном, иностранных) архитекторов (А. Ринальди, Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Менеласа, Ч. Камерона), способствовали широкому распространению в Малороссии стиля классицизм. Это оказало существенное влияние на вхождение этой местности в общероссийский контекст дворянской культуры, ставшей на долгое время доминирующей в малороссийских землях.