Гойхман Елена Григорьевна
МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководители: канд. иск., ст. преп. М. В. Соколова, д-р иск.,
профессор И. И. Тучков
Творчество Эжена Делакруа и образ Средневековья в искусстве романтизма рубежа 1820–1830-х годов
Рубеж 1820‒1830-х гг. стал апогеем в истории развития романтического движения. Именно сейчас присущее романтизму стремление превзойти установленные традицией правила и каноны, его тяга ко всему фантастическому и необычайному проявили себя со всей силой. Большинство из романтических картин этого времени посвящено средневековым сюжетам. На развитие изобразительного искусства романтизма оказал решающее влияние тот художественный образ средневековья, который сложился в современной литературе и театре.
К этому периоду относятся картины Делакруа «Убийство Льежского епископа», «Интерьер доминиканского монастыря в Мадриде», «Двое Фоскари», «Битва при Пуатье», «Битва при Нанси», «Битва при Тайбуре», «Буасси д' Англа», «Мирабо, выступающий с протестом в Версале». Эти работы отличаются от произведений старого искусства общей смутностью, беглостью, эскизностью трактовки, при которой отдельные человеческие фигуры поглощаются живописным эффектом целого. Однако Делакруа стремится к ясности и упорядоченности и опирается на опыт старого искусства. Так, для передачи светотеневых эффектов интерьеров художник заимствует приемы из живописи Рембрандта. Кроме того, он перенимает и некоторые принципы более ранних этапов развития искусства, которые до этого времени не рассматривались как источники для подражания. Появившиеся в работах Делакруа атмосфера сказочности, интерес к деталям, преобладание пространства над фигурами восходят к живописи Проторенессанса и Раннего Возрождения. Обращение к искусству примитивов позволяет художнику избежать анекдотической, жанровой трактовки события, сообщает его картинам необходимую монументальность, подвергает композицию строгому упорядочиванию. Свои смутные, нагроможденные, многолюдные композиции, внешне не имеющие ничего общего с классическим стилем, художник, подвергает четкому геометрическому композиционному подчинению основным линиям. Эта двойственность позволяет работам Делакруа найти себе параллели и в современном художнику искусстве, в столь разных по своему духу стилистиках, как беглая и свободная живописная манера английских мастеров (Д. Уилки) и четкая, строгая, ясная, единая организация картин Давида и Гро.
-