Михайлова Людмила Валерьевна
СПбГУ
Научный руководитель: канд. иск., доцент М. А. Костыря
Пейзажные мотивы в печатной графике Ганса Бургкмайра Старшего (1473–1531)
Творчество выдающегося художника немецкого Возрождения Ганса Бургкмайра Старшего до сих пор открывает богатый простор для исследования. Одним из нерассмотренных ранее сюжетов является роль пейзажа в графическом наследии художника.
Изображения природы и архитектуры появляются в качестве фона в гравюрах мастера в начале 1500-х гг. и достигают наибольшей выразительности в иллюстрациях к литературным произведениям Максимилиана I «Тойерданк» и «Вайскуниг» и гравюрах, созданных около 1520 г.
Отличительной особенностью пейзажных фонов Г. Бургкмайра является их тесная связь с фигурами персонажей как композиционная, так и эмоционально-смысловая. Зачастую именно фон задает эмоциональную окраску графического листа. Отражение переживаний героев через изображение пейзажа роднит гравюры Г. Бургкмайра с поэзией К. Цельтиса.
Изображения природы в религиозных и светских сценах характеризуются различной степенью достоверности. Растительные мотивы в светских сюжетах условны и использованы для достижения декоративного эффекта. В религиозных сценах растения хорошо узнаваемы и являются носителями христианской символики.
Наиболее оригинальными и новаторскими в творчестве Бургкмайра являются городские мотивы. Города художник изображает без соблюдения топографической точности, но очень внимательно, с обилием подробностей, бытовых деталей. Здания в гравюрах Г. Бургкмайра сочетают элементы итальянской и немецкой архитектуры и, также как изображения природы, включают элементы символической программы произведения.
Мотив города, разрабатываемый на протяжении второй половины XV в. в иллюстрациях к инкунабулам, получает у Г. Бургкмайра принципиально новое решение. Бесспорным новаторством художника в этой сфере является тесная связь между пространствами города и дикой природы, примерами чему могут служить вид монастыря из серии «Вайскуниг» и гравюры серии «Апокалипсис» (1523 г.).