Овчинникова Екатерина Владимировна
МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: канд. иск., доцент Е. А. Ефимова
Отражение социальных изменений в архитектуре французских замков XVI века
До недавнего времени период французской истории между окончанием правления Людовика XI и восшествием на престол Франциска I не привлекал значительного внимания исследователей. Подобное отношение утвердилось в XIX в., хотя ранее Людовик XII воспринимался как образец монарха, «отца народа» и даже Вольтер посвятил ему хвалебную монографию.
Отсутствие пристального интереса наблюдалось и в отношении исследований в области архитектуры кон. XV – нач. XVI вв., где часто вслед за последними всполохами Пламенеющей Готики сразу шёл замок Шамбор, как результат неожиданного открытия французами итальянского искусства. Такой подход, несомненно, обеднял понимание архитектуры не только данного времени, но и её дальнейшее развитие на протяжении всего XVI в. и далее.
В настоящее время ситуация изменилась и всё больше учёных обращают свой взгляд на различные аспекты этого, так называемого «переходного» периода. Осенью 2010 г. в Париже открылась выставка «Франция 1500», авторы которой поставили себе задачу расширить знания широкой общественности об этом интересном времени французской истории и искусства, которое не было ни «осенью средневековья», ни временем неумелого копирования заальпийских образцов.
Замок, являющийся сложным и многофункциональным символом феодального общества, принадлежности к правящему классу, претерпевает в XVI в. значительные изменения. Во Франции проводятся две крупные реформы — церковная и правовая, а также подвергается пересмотру и изменениям вся система управления страной, что, несомненно, повлияло на жизнь общества, от которого архитектура неотделима. Буржуазия значительно укрепляет свои позиции и стремится к наглядному выражению своей принадлежности к власти, в том числе и в архитектуре.
Благодаря удачам во внешней политике французский король рассматривается как лидер христианского мира, истинный наследник Древнего Рима и империи Карла Великого. Имперские амбиции нашли своё отражение в общей концепции возводимых строений.
В своём исследовании я рассматриваю проблему эволюционного преобразования французских замков, как с точки зрения архитектуры, так и с позиции характерных для этого типа строений смысловых нагрузок и их изменений, учитывая многовековые замковые традиции и опираясь на мнение многих современных исследователей, отвергающих идею внезапности открытия французами итальянского искусства и придерживающихся идеи непрерывности франко — итальянских связей и лишь о значительном увеличении масштаба этих связей в кон. XV – нач. XVI веков.