Алешин Павел Алексеевич
МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: д-р иск., профессор И. И. Тучков
Бенедетто Варки и теория искусства эпохи Чинквеченто
Особенностями художественной жизни в Италии XVI в. были однородность и высокая скорость развития процессов, происходящих в различных ее сферах, что обуславливало их сложные взаимоотношения (в том числе между изобразительными искусствами и литературой). Все это требовало своего осмысления, что привело к небывалому расцвету теоретической мысли. Действительно, в XVI в. было создано огромное количество теоретических трактатов — как по искусству, так и по литературе. По словам М. Дворжака, это был один из тех периодов, когда «обычно пишут столько же, сколько рисуют и ваяют». Все искусства стали рассматриваться как части однородной художественной системы с единым духовным миром, именно поэтому стало возможным формирование единой теории искусства, что и было одной из главных задач теоретиков эпохи Чинквеченто.
Одним из крупнейших теоретиков искусства эпохи Чинквеченто был Бенедетто Варки. Он участвовал во всех главных теоретических спорах своего времени, читал лекции по литературе, философии, скульптуре, живописи, проявляя необычайную эрудицию. В своих лекциях Варки одним из первых в эпоху Чинквеченто создал цельную, систематизированную теорию искусства. Разработанная им теория стала осмыслением современной ему художественной практики, и потому, в том или ином виде, идеи, сформулированные им, повлияли на других теоретиков искусства эпохи Чинквеченто.
Целью доклада является рассмотрение основных положений теории искусства Бенедетто Варки, при этом особое внимание будет уделено проблеме соотношения изобразительных искусств и поэзии, которая особенно волновала философа.