Article Index

Е.И. Катрунова (СПбГУ)
Проект реконструкции церкви Успения Богородицы на Сенной площади архитектора Д.А. Бутырина


Проблема утраты памятников архитектуры обозначилась в Санкт-Петербурге с 1930-х гг., когда началось планомерное уничтожение исторических, прежде всего церковных зданий, что приводило к разрушению сложившихся градостроительных и архитектурных комплексов. Среди всех утраченных памятников выделяется церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади или, как ее иначе называют, церковь Спаса-на-Сенной. Являясь одной из важнейших высотных доминант центральной части Санкт-Петербурга, архитектурным центром ансамбля Сенной площади и одной из составляющих архитектурной композиции въездных пропилей (вместе с портиком гауптавахты), церковь была ключевым градообразующим звеном района.
Строительство осуществлялось в 1753–1765 гг., предположительно, по проекту А. Квасова, по инициативе жителей, на средства богатого купца С.Я. Яковлева, вследствие чего церковь считалась сердцем народного Петербурга. В своем объемно-пространственном решении церковь представляла собой центрическую пятикупольную постройку, соединенную трапезной с трехъярусной колокольней. Первоначальные архитектурные формы здания, выдержанные в стиле развитого барокко середины XVIII в.1, подвергались многократным реконструкциям и дополнениям на протяжении всего времени существования церкви. Вносимые изменения отражали развитие архитектуры Петербурга: первоначальные барочные формы дополнялись дорическими четырехколонными входными портиками, подвергались перестройке церковная колокольня и главы основного объема2.
В 1961 г. Спасо-Сенновская церковь была взорвана ради строительства наземного павильона станции метро «Площадь Мира». Необходимо отметить, что непосредственно перед уничтожением церкви В.В. Смирновым и Ю.М. Денисовым были составлены исторические справки, собраны доступные изобразительные материалы, проведены тщательные обмеры и фотофиксация церкви, что в дальнейшем позволило создать научно-обоснованный проект восстановления.
В 1970-х гг. петербургский архитектор Д.А. Бутырин создал первый проект воссоздания утраченного памятника. Рассматривался вариант воссоздания единственно колокольни, что уже могло бы исправить градостроительную ситуацию и вернуть высотную доминанту площади. Однако, не смотря на то, что это предложение было поддержано архитектурной секцией ВООПИК, согласия на строительство от главного архитектора Петербурга Г.Н. Булдакова получено не было.
Вопрос о восстановлении архитектурного памятника вновь был поднят в 1990-х гг. в связи со сменой политического режима страны и изменением отношения к памятникам церковного искусства. Идея восстановления памятника по проекту Бутырина пользовалась поддержкой горожан, было собрано около 15 тысяч подписей в поддержку осуществления проекта, которые были переданы администрации Петербурга. Сам архитектор, помимо разработки проекта,  активно занимался его продвижением у властей города.
К 2001 г. проект был доработан архитектором на основании сохранившихся обмеров и изображений, с учетом переноса вестибюля станции метро, и утвержден главным архитектором Санкт-Петербурга О.А. Харченко.
Утвержденный проект воссоздания церкви, разработанный Д.А. Бутыриным, содержит историческую справку, пояснительную записку, в которой отражены все ключевые этапы строительства, и необходимые проектные чертежи.
Проект предполагает поэтапное восстановление храма в две очереди, начиная с возведения колокольни, что позволит начать строительство как можно скорее, не дожидаясь сбора больших средств. Кроме того, это оставляет время для решения вопроса о переносе наземного вестибюля метрополитена. Использование строительной техники и строительных материалов середины XVIII в. и воссоздание храма точно на его историческом месте являются важными условиями проекта.
Однако нулевой цикл здания по проекту предполагается с использованием современных технологий, что позволит соблюсти технические нормы строительства.
 Воссоздание церкви должно начаться с восстановления ее западной части – колокольни с помещениями притвора. Важно отметить, что проект восстановления колокольни предполагает не только исторически точное воспроизведение фасадов, но и создание необходимых условий для ее функционирования как часовни.
Площадь трех ярусов колокольни, по проекту Бутырина, должна использоваться в максимальном объеме. В первом этаже должно находиться временное помещение церкви, и симметрично ему – помещение крещальни, киоски и пост охраны.  Необходимые служебные и технические помещения планируется расположить в подвале, что позволит сэкономить полезную площадь колокольни. На верхние ярусы должны вести традиционная лестница и современный лифт. Второй этаж колокольни предполагается занять помещением для священнослужителей и воскресной школой. То есть, уже с первых дней существования памятника Д.А. Бутырин планировал его активное включение не только в духовную, но и в социальную жизнь города. На третьем ярусе колокольни предусматривается обзорная площадка для посетителей (аналогичная площадке на колоннаде Исаакиевского собора), что может стать дополнительным источником средств для дальнейшего восстановления храма.
Также к первой очереди строительства храма относится и частичное воссоздание церковного сада с оградой. На устроенной территории временно каменным мощением обозначится план основного пространства церкви, что имеет несколько целей: во-первых, распланировка территории под будущее строительство позволит сделать восстановление церкви более наглядным и понятным, во-вторых, строгое ограничение территории может предотвратить несанкционированную застройку данной местности. На церковной территории полностью исключается размещение каких-либо торговых точек. Предусматривается возможность подхода к еще действующему наземному вестибюлю станции метро.
Вторая очередь воссоздания церкви Спаса-на-Сенной, по проекту Бутырина, должна начаться после разборки павильона метро «Сенная площадь». Она включает целостное воссоздание храма на момент 1830-х – 1860-х гг., т.е. в формах, существовавших до переделки глав в камне и изменения их формы, до перестройки верхнего яруса колокольни, и до пристроек поздних приделов. Именно «в это время архитектура храма достигла максимума совершенства и законченности»3. Восстановление храма на определенный период его существования подчеркивает значение Спасо-Сенновской церкви как памятника архитектуры середины – второй половины XVIII в.
Но по проекту Бутырина у воссоздаваемого храма будет одно отличие от храма, стоявшего до 1961 года: создание обширных подвальных объемов, предназначенных для размещения технических и служебных помещений, необходимых для нужд храма.
Для освещения территории и устройства декоративной подсветки храма в проекте предусматривается воссоздание церковного сада небольших размеров. В зоне входов в храм должны быть установлены скамейки для отдыха и другие декоративные формы.
Архитектор понимал всю сложность архитектурной и планировочной ситуации Сенной площади, необходимость комплексного подхода, учитывающего все составляющие ансамбля, и рассматривал проблему восстановления архитектурно-пространственной среды вокруг храма. В пояснительной записке Бутырин говорит о невозможности восстановления церковных домов  из-за существующей новой застройки. Но, тем не менее,  на проектных чертежах показано предложение возвести здание на пересечении улицы Ефимова и Сенной площади, которое содержало бы  выходы из станции метро и прикрыло бы со стороны площади стеклянный фасад ТРК «ПИК», стилистически не соответствующий исторической застройке.
Нужно отметить, что архитектор не освещает воссоздание интерьерного убранства храма. Вероятно,  интерьеры храма должны быть воссозданы на момент середины XIX в., так же как и внешний облик.
Особенностью восстановительных проектов Бутырина является опора на подробные исследования памятников и документальные материалы, и воссоздание зданий на определенный период их существования, оптимальный, по мнению архитектора. Так, например, в проекте восстановления Троице-Петровского собора на Троицкой площади предлагается реконструкция облика церкви на момент 1710–1714 гг., что является временем «его максимальной композиционной завершенности»4, по мнению архитектора. Проектируя восстановление церкви Успения Богородицы, Бутырин также стремился исторически верно воссоздать архитектуру утраченного памятника и сделать церковь органичной, важной и функциональной частью ансамбля Сенной площади.
Особенностью данного проекта является опора на подробные исследования и обмеры, проведенные перед уничтожением церкви. Распределение процесса восстановления на две очереди позволит быстрее начать строительство и восстановить разрушенную архитектурную композицию площади. Указанные в проекте условия использования воссоздаваемого церковного здания позволят включить его в городскую среду уже с возведения колокольни.  Предусмотренные в проекте служебные помещения и подвальные объемы создают удобство служения в церкви. Использование строительной техники XVIII в. и современных технологий позволяет наилучшим образом приблизить вновь возведенное здание к историческому прототипу и сделать его надежным и функциональным.
При восстановлении храма по проекту Д.А. Бутырина Петербург мог бы вновь обрести столь важный архитектурный памятник. Однако до сих пор вопрос о восстановлении церкви Успения Пресвятой Богородицы остается нерешенным. Власти города, ссылаясь на различные технические и финансовые проблемы, постоянно откладывают начало строительства даже колокольни храма.