Кострова Анна Станиславовна
Государственный Эрмитаж
К вопросу об особенностях строительства римских городов Нарбоннской Галлии в I в. до н. э. – II в. н. э.
Работа посвящена градостроительной практике I в. до н. э. – II в. н. э. в одной из первых по времени завоевания и территориально наиболее близких к метрополии римских провинций — Нарбоннской Галлии на примере архитектурных памятников Нима, Арля и Оранжа (называвшихся в древности Немауз, Арелат и Араузион). Выбор материала для исследования обусловлен тем, что, с одной стороны, рассматриваемые постройки современного юга Франции наиболее интересны для изучения в силу их сохранности и по объему данных, полученных в результате археологических раскопок и исследований, проведенных европейскими специалистами. В совокупности эти данные позволяют проследить основные этапы строительства и развития этих античных городов, а также реконструировать их планировку в галло-римский период. С другой стороны, данный вопрос практически не освещен в русскоязычной научной литературе, что делает работу актуальной, а предмет исследования — интересным для отечественного читателя.
Собранный материал позволяет проанализировать градостроительные принципы провинциальной архитектуры последнего столетия до новой эры — первых веков новой эры для того, чтобы яснее обозначить картину распространения римского влияния на развитие зодчества в подчиненных Риму областях. Автор попытался проследить, насколько сильным было влияние градостроительных принципов метрополии, выявить местные традиции и взаимную зависимость окружающего ландшафта и архитектурного облика указанных городов, а также определить, имел ли он принципиальные отличия от облика городов других провинций.
В результате сопоставления городов римской Галлии с центрами других провинций, становится ясно, что по своей композиционно-планировочной структуре они сильно отличались от восточных городов и имели много общих черт с североафриканскими, но наиболее близки были италийским, то есть городам метрополии. Причину этого, вероятно, следует искать, прежде всего, в том, что в Галлии ко времени ее завоевания римлянами крупных городов не существовало, и не было собственных устоявшихся градостроительных традиций, а кельтские поселения, находившиеся на этой территории, представляли собой скорее оппидумы, поэтому с приходом римлян они быстро превратились в римские города, которые застраивались и развивались преимущественно на протяжении I–II вв. — в период расцвета римского градостроительства, под влиянием столичных зодчих, по канонам римской градостроительной практики, становясь не только важными экономическими центрами, но, в первую очередь, являясь проводниками римской культуры в завоеванных землях и символами величия Империи.