Кишбали Тамаш Петер
МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: д-р. ист. наук, канд. иск., профессор Н.М. Никулина
Программа скульптурного убранства Галикарнасского мавзолея
Скульптурное убранство Галикарнасского мавзолея заслуживает внимания как с художественной точки зрения (хотя большинство современных исследователей отказалось от доказательств причастности к работе над убранством известных мастеров, упоминаемых Плинием и Витрувием, дискуссии по поводу стилистических особенностей этих произведений до сих пор не утихают), так и с точки зрения исторических процессов, протекавших в IV в. до н. э. в Карии. Рельефные фризы (амазономахия, кентавромахия, «состязание колесниц») и большое количество статуй, которые представляют сцены битв, охоты и ритуальных процессий, были объединены общей идеологической программой. Она должна была способствовать укреплению власти династии Гекатомнидов, представителем которой был Мавсол.
Династия Гекатомнидов происходила из внутренних регионов Карии, заселенных карийцами. Однако Мавсол правил подвластными ему землями, находясь в преимущественно греческом городе Галикарнас, расположенном на побережье. Он воспринимался как основатель города. Эта идея нашла отражение и в программе убранства его усыпальницы. Одновременно Мавсол был и персидским сатрапом и обращался к сюжетам Ахеменидского имперского искусства. Помимо этого, среди скульптур Мавзолея присутствовали статуи представителей династии, что подчеркивало связь Мавсола с мифическими и/или историческими предками и с архаической культурой центральной Карии.
Археологическое исследование мавзолея в Галикарнасе к сегодняшнему дню можно считать завершенным. В последнее время появилось много новых сведений, касающихся культуры карийцев, поэтому проблемы историко-культурного контекста становятся актуальными. Программа скульптурного убранства Мавзолея в той или иной форме рассматривалась рядом исследователей, но трактовки (и порой даже определения) сюжетов и оценки отношений карийцев с греками и персами сильно разнятся. Поэтому предлагается снова обратиться к этой проблеме и попытаться составить, возможно, и гипотетическую, но все же целостную картину программы скульптурного убранства Галикарнасского мавзолея.