Содержание материала

А.С. Кострова (Государственный Эрмитаж)
К вопросу о строительстве римских городов в Нарбоннской Галлии в I веке до н. э. – II веке н. э.


Древнеримское градостроительное искусство в своих классических формах сложилось в течение I–II вв., во время расцвета Империи. Основополагающим принципом римской градостроительной практики стала четкая планировка городского пространства, которая была характерна не только для самого Рима и областей, непосредственно к нему прилегающих, но и для подавляющего большинства городов всех римских провинций. Раньше других провинций частью Империи стала Нарбоннская Галлия (территория современной южной Франции), наиболее близко расположенная к метрополии. Как следствие, композиционно-планировочная структура и архитектурный облик галло-римских городов развивались под влиянием италийских зодчих, в непосредственной зависимости от столичной архитектурной мысли. Поэтому именно в городах Нарбоннской Галлии наиболее четко соблюдались каноны римской градостроительной системы. Многие из городов-колоний на этой территории были основаны еще Юлием Цезарем, но классические черты именно римского города они получили в эпоху правления императора Октавиана Августа, то есть в конце I в. до н. э. – начале I в. н. э. Замечательными примерами таких римских городов-колоний служат Немауз, Арелат и Араузион, располагавшиеся на месте современных южно-французских городов Нима, Арля и Оранжа. Сохранившиеся в этих городах и исследованные в ходе археологических раскопок памятники римской архитектуры позволяют реконструировать архитектурный облик и планировку пространства указанных городов в галло-римский период их истории.
Упоминания о Немаузе, Арелате и Араузионе встречаются в трудах многих античных авторов [Caes. Civ. I, 36 и II, 5; Str. IV, 1, 6; 11; 12; Liv. Periochae. LXVII; Pomponius Mela. De chorographia. L. II, 5; Plin. III, 36; 37], но сообщаемые ими сведения относятся в основном к вопросам возникновения, географического положения и роли этих городов в жизни Римского государства, тогда как их описание отсутствует. Начиная с XVI в. и в течение последующих трех столетий эрудиты, ученые, а затем архитекторы и археологи занимаются изучением античного наследия юга Франции, но труды этих авторов (таких, как Бонаветура Систеронский [10], Ш. Комет [13], Ш.-Л. Клериссо [18], О. Каристи [12], А. Гаспарен [39], М. Фук [38], Л. Менар [49; 50; 51], А.-Л. Миллен [52], Ж.-Ф. Ноблъ-Лалозьер [54], А. Робида [63], Л. Вите [72], О. Пеле [55, 56]) содержат в первую очередь описания античных сооружений, не затрагивая вопросов городской планировки в античный период. Попытки реконструировать планировку античных городов и дать всесторонний анализ их архитектурного облика были предприняты только в ХХ в. В начале века этими вопросами занимались Л. Шателен [17], Э. Эсперандье [24; 25; 26; 27] и Ж. Формиже [5; 31; 32; 33; 34; 35; 36]. Особым вкладом в историографию данной темы стали труды археологов и историков Ф. Бенуа [8; 9], А. Гренье [29; 40], П. Гро [2; 37; 41; 42; 43; 44; 64], П.-М. Дюваля [21; 22; 23; 5], архитектора и археолога Р. Ами [1; 2; 5; 37]. Что касается современных авторов, рассматриваемый вопрос входит в область научных интересов археолога М. Монтея [53], исследователя Ж. Кулона [19], историка Ж.-М. Рукета [15; 65; 66], историка и археолога
М. Эйжманса [48; 70], археолога К. Сэнте [68; 69; 70; 73]. Особый интерес представляют реконструкции античных городов и архитектурных памятников, созданные на основе научных исследований архитектором и археологом Ж.-К. Гольвеном [19].
Из трех рассматриваемых античных городов самым крупным был Немауз1 (Илл. 12). Под власть Римской империи Немауз попадает в 121 г. до н. э., через него была проложена Домициева дорога, соединявшая Рим с провинцией Испания. Около 27 г. до н. э. город был преобразован в «колонию с латинским правом», он расширяется и становится одним из наиболее важных центров романизации в Галлии [4]. Немауз был окружен крепостной стеной [11; 47; 30, p. 175–207], длина которой составляла около 6 км и создавала в плане неправильные по форме очертания границ города. С севера и запада укрепления проходили по вершинам холмов, а с южной и восточной стороны — по равнине, таким образом охватывая территорию около 220 га. Такое расположение крепостных стен было рассчитано на большую программу дальнейшего развития города, возведения в нем монументальных сооружений. По всей длине крепостной стены было возведено около 80 башен. Их можно разделить на два основных типа — примыкающие к куртине (тип А) и встроенные в нее (тип В), которые, в свою очередь, делятся на несколько подвидов согласно их плану: круглые, полукруглые, прямоугольные и т. д. Разнообразие форм крепостных башен является исключительной особенностью городских укреплений Нима. Самой большой и высокой башней во всей системе оборонительных укреплений стала так называемая Большая башня, возведенная на холме Кавалье и хорошо сохранившаяся до нашего времени.
Ворот, через которые можно было попасть в город, вероятно, было 12 или 13. Частично сохранились только двое из них — ворота Августа и Французские ворота. Ворота Августа были четырехпролетными. Два центральных арочных пролета предназначались для проезда транспорта, два боковых — для пешеходов. За центральными въездными арками располагался внутренний двор — каведий, который играл важную роль с точки зрения безопасности, а также в системе сбора налогов. Ворота Августа, или Арлезианские ворота, служили одним из главных въездов в город. К ним подходила Домициева дорога, продолжением которой в черте города была улица декуманус максимус, ведущая на форум. Вторые сохранившиеся ворота города — Французские, или Испанские. Долгое время считалось, что они выходили на Домициеву дорогу в направлении Испании. Новые исследования, однако, эту теорию опровергли, так как были обнаружены остатки монументальных ворот с южной стороны античного города — так называемые южные ворота Кадеро, которые, видимо, имели такую же планировку, что и ворота Августа, и именно они оформляли выезд из города на Домициеву дорогу. Их центральная ось располагалась почти перпендикулярно оси ворот Августа. Между воротами Августа и воротами Кадеро вдоль крепостной стены за пределами города была проложена внешняя дорога (своеобразный объездной путь), соединявшая две части Домициевой дороги, проходящей через Немауз [53, p. 346–352]. Одна из двух главных городских магистралей (декуманус) проходила, вероятно, от ворот Августа через весь город до источника у подножия холма Кавалье, где еще в первой половине I в. до н. э. было устроено первое святилище, а в августовскую эпоху, после его перестройки, был сформирован ансамбль Августеума, посвященный культу императора. Он состоял из окруженного трехчастным портиком нимфея с алтарем, базилики — так называемого «Храма Дианы» и театра. Однонефная базилика, примыкавшая с западной стороны к портику, получила в литературе название «храм Дианы», так как долгое время ее идентифицировали с храмом, а в руинах нимфея видели остатки римских терм [61, p. 81–84; 51, p. 40–51; 57, p. 24–32; 71; 55, p. 308–319; 6, p. 55–69; 58, p. 38], но, по мнению современных исследователей, здесь могла располагаться библиотека [20, p. 75; 19, p. 8].
К августовскому периоду относится и создание ансамбля форума, который, очевидно, примыкал к декуманус максимус с южной стороны. Форум — политический и религиозный центр города — в римских городах традиционно находился на пересечении кардо и декуманус или рядом с ним. Наиболее вероятно, что в Немаузе этот принцип был соблюден — тогда кардо должна была проходить от форума к Французским воротам [28, p. 101–103]. Возможен и другой вариант: кардо могла располагаться западнее и пересекаться с декуманус около Августеума, тогда другой ее конец выходил к южным воротам Кадеро. В южной части площади форума находился капитолий, в центре которого был возведен храм, великолепно сохранившийся до наших дней и известный под названием Maison Carrée2. В конце I в. в юго-восточной части города, на периферии, рядом с крепостной стеной строится огромное здание амфитеатра — одного из многочисленных амфитеатров, построенных в эпоху Флавиев, немногим уступающего италийским.
Другим крупным галло-римским городом был Арелат (Илл. 13) — сегодняшний Арль. Колония Арелат была создана в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем для ветеранов VI легиона на месте древнего поселения, основанного еще в VI в. до н. э. греками из Массалии. Расположен город на берегу реки Роны, поэтому с самого начала своего существования стал одним из главных речных портов провинции. В конце I в. до н. э. в эпоху принципата Августа осуществляется первый план городского благоустройства этой колонии [14; 74]. Город был окружен крепостной стеной, от которой до наших дней сохранилась только юго-восточная часть с так называемыми воротами Августа, которые оформляли главный парадный въезд в Арелат (по Аврелиевой дороге). По всей длине крепостной стены было возведено множество круглых башен, из которых хорошо сохранилась угловая юго-восточная башня.
Городской форум был возведен на западном склоне холма Отюр и располагался по оси улицы декуманус к западу от кардо. Создание ансамбля форума стало первым этапом реализации плана городского строительства новой римской колонии. Площадь была окружена четырьмя портиками. Особенностью форума Арелата являлось наличие криптопортика, строительство которого решало, прежде всего, инженерную задачу создания на наклонной местности ровной площади, то есть компенсировало наклон холма. Криптопортик образует цокольную, то есть подземную часть зданий форума, и состоит их трех галерей, расположенных в форме буквы П, открытой с восточной стороны (то есть восточная галерея отсутствует). Южная галерея вырублена в скале, тогда как в северной части для выравнивания уровня площади форума была сделана высокая насыпь. Северная галерея благодаря уклону местности имела выход на другую городскую площадь, расположенную к северу от форума. С внешней стороны к стене галереи примыкали 11 лавок — таберн.
В правление императора Тиберия ансамбль форума времени Августа был дополнен возведением с западной стороны нового форума, вытянутого в плане по оси север-юг, северная и южная части которого завершались полукруглыми апсидами. В конце I ‒ начале II в. на месте трех центральных таберн северной галереи криптопортика возводится новое здание. Возможно, это был небольшой храм2. Одновременно с форумом и крепостными стенами, окружавшими античный город, одним из главных общественных сооружений, созданных на первом этапе урбанизации Арелата, стал театр. Здание театра располагалось на вершине холма Отюр в восточной части города, с южной стороны от улицы декуманус максимус4. Известно, что к концу I в. до н. э. в городе было две триумфальные арки, но ни одна из них не сохранилась до нашего времени.
На правом берегу Роны находилась портовая зона. Здесь были обнаружены остатки доков и других портовых сооружений. В последние десятилетия I в., при Флавиях, начинается новый этап развития античного Арелата. В связи с ростом экономики и развитием коммерческой деятельности, город значительно расширяется: городская застройка выходит за пределы построенных при Августе городских укреплений. Самой значительной частью второго этапа благоустройства стало возведение здания амфитеатра в северо-восточной части города, на северном пологом склоне холма Отюр. Вследствие этой топографической особенности, большая часть амфитеатра опирается непосредственно на скалу, а с северо-востока фундамент здания возведен на насыпи. Амфитеатр в Арле — наиболее хорошо сохранившийся памятник архитектуры римского времени [65, p. 57–64; 33, p. 113‒163].
В середине II в. на берегу Роны, к юго-западу от города, был возведен цирк, традиционное расположение которого за пределами городской черты было обусловлено, прежде всего, масштабом сооружения, а также техническими причинами, связанными с его функцией. До нашего времени от этого огромного античного сооружения и его украшений сохранились лишь фундаменты и несколько фрагментов5. Правый берег Роны, весьма ограниченно застроенный в I в., теперь превращается в огромный жилой район, дополняющий ремесленный и торговый квартал. Известно также, что в этот период через Рону был наведен понтонный мост, соединяющий новый северный квартал города и правый берег.
Третий город — Араузион, современный Оранж (Илл. 14), был основан римлянами на месте кельтского поселения Араузио, вошедшего еще в конце II в. до н. э. в состав Нарбоннской Галлии. В конце I в. до н. э. Араузио становится колонией с римским правом для ветеранов II Галльского легиона6  и приобретает все черты римского города (в это же время были созданы кадастровые карты относящихся к нему земель [3; 67]). Крепостная стена Араузиона была возведена в 10-е гг. до н. э., но так как ее следы были обнаружены только с южной стороны, вопрос городских границ остается открытым. Определить, где могла проходить северная граница города, позволяет великолепно сохранившаяся триумфальная арка, которая была возведена на Агриппиевой дороге при въезде в город7, а следовательно, традиционно должна была находиться вне его границ, за пределами померия — незастроенной полосы земли по обе стороны городской стены. С восточной стороны к арке довольно близко подступают остатки акведука.
Исключительно интересным источником для изучения планировки древнего Араузиона является трактат Жозефа де Ла Пиза [46], который видел и впервые подробно описал античные архитектурные сооружения Оранжа, частично или полностью исчезнувшие еще до публикации его труда, в связи с возведением вокруг города новых оборонительных сооружений. Де Ла Пиз пишет о существовании пяти известных ему городских ворот [46, p. 7]. Сегодня известны следы только одних — так называемых ворот Рокемор. Де Ла Пиз отмечает также наличие ворот у начала дороги Кадерус. Если это так, что вполне вероятно, то ворота Кадерус оформляли западный конец декумануса. Можно также выдвинуть гипотезу о расположении еще трех ворот: одни находились на противоположном, восточном, конце декумануса; другие обязательно должны были оформлять въезд с Агриппиевой дороги на улицу кардо, то есть располагались непосредственно перед триумфальной аркой. Еще одни ворота должны были располагаться при выезде из города, с восточной стороны холма Сен-Этроп (возможно, симметрично воротам Рокемор). В черте города прямым продолжением Агриппиевой дороги была улица кардо. Вероятно, она доходила до холма Сен-Этроп.
У подножия холма был возведен театр — прекрасно сохранившийся пример здания, врезанного в холм. Ступени театрона возведены на невысоких субструкциях, опирающихся на склон холма. Представить себе оформление римского театра позволяет уникальная, благодаря великолепной сохранности, стена сцены театра в Араузионе. Известно, что в западной части театра находился небольшой храм. Его внутреннее пространство было продолжением естественного грота, в котором, вероятно, находился источник, таким образом можно предположить существование здесь нимфея. С западной стороны от театра сохранились руины архитектурного комплекса, вызывавшего множество предположений относительно его назначения [46, p. 91–92; 32, p. 13–23; 59, p. 70] и который, по мнению современных исследователей, был посвящен императорскому культу. Он представлял собой развернутый в сторону площади форума августеум, включавший в себя храм и возвышавшийся над ним капитолий, возведенный на склоне холма [7, p. 42]. На вершине холма, за предполагаемым капитолием, были обнаружены руины, которые сопоставимы с конструкцией Большой башни в Ниме и имеют большое сходство с субструкциями такого типа сооружения, как сигнальная башня [7, p. 42]. За пределами города, к западу от крепостной стены, вероятно, был возведен амфитеатр [7, p. 75].
Рассмотрев сохранившиеся памятники античной архитектуры и учитывая данные археологических исследований, в том числе известные по раскопкам элементы городской планировки трех южных галло-римских городов, можно заключить, что города Немауз, Арелат и Араузион, основанные в конце I в. до н. э., в правление Октавиана Августа, имели все черты, характерные для типичного римского города. В первую очередь, это четкая схема городской планировки: сетка пересекающихся под прямым углом улиц и вписанные в нее архитектурные ансамбли зданий общественного назначения — форум на пересечении кардо и декуманус, храмовые комплексы и святилища, театры. Другие масштабные зрелищные сооружения — амфитеатр или цирк — находились на окраине или за пределами городской черты. Все три города были основаны ветеранами-легионерами и изначально организованы по типу военных лагерей. Кроме того, они занимали стратегически важное положение, располагаясь на трех главных транзитных дорогах, связывавших Рим с западными провинциями: Арелат находился на Аврелиевой дороге, Немауз — на Домициевой и Араузион — на Агриппиевой.
В формировании архитектурного облика  галло-римских  городов  прослеживаются два основных этапа, которые выделяются вследствие различия влияний столичной градостроительной практики: время правления Октавиана Августа и эпоха Флавиев. Это в полной мере подтверждается типом, оформлением и расположением сохранившихся памятников в городском пространстве. Правление Октавиана Августа — время наиболее интенсивного городского строительства в столице, создания ее нового облика. Тогда же происходит и основание галло-римских городов, возводятся их главные общественные сооружения (крепостные стены, форумы, театры, обнаруженные раскопками в Арле, Оранже и Ниме, августеумы в Ниме и Оранже). Архитектурные ансамбли, созданные мастерами Рима, становились впоследствии образцами для возведения подобных сооружений во многих городах Империи. Сравнивая их с синхронными памятниками этих провинциальных городов, можно найти много общих черт: планировка форумов, возведение театров, строительство храмов и святилищ, посвященных культу императора и его семьи (следует подчеркнуть господство в Галлии именно императорского культа, тогда как в других, особенно восточных провинциях, были сильны культы древних местных и синкретических богов). Эпоха Флавиев — второй важный период масштабного строительства в Риме: в это время главной постройкой в Вечном городе стал амфитеатр Флавиев — Колизей, что сразу же повлияло и на строительную деятельность в провинциальных городах. Концом I в. датируются амфитеатры Нима и Арля, то есть они возводятся по образцу Колизея, спустя всего лишь несколько лет после его постройки.
По экономическому значению некоторые города можно сравнить с похожими хорошо сохранившимися италийскими городами. Например, Арелат как портовый город в планировке имел много общего с Остией (основные общественные сооружения — форум и театр — организованы вокруг одной из двух главных городских магистралей, проходящей параллельно реке и связанной перпендикулярно расположенными улицами с берегом). Как и в большинстве городов, основанных римлянами, здесь практически не обнаруживается зависимость городской планировки от ландшафта. В отличие от Востока, где преобладал горный ландшафт, а следовательно, и общая планировка города, и отдельные архитектурные комплексы и сооружения, полностью от него зависели — как с инженерной, так и с композиционно-декоративной точки зрения, города были вписаны в этот ландшафт. В Галлии города строились на равнинных территориях согласно строгим правилам римской градостроительной системы, при этом окружающий пейзаж редко играл роль в оформлении города (в этом отношении галльские города имеют много сходства с равнинными североафриканскими).
Иными словами, несмотря на то, что расположение городов в южной Галлии часто имело привязку к возвышенностям (как в трех рассмотренных случаях), планировка самого города от этого зависела крайне мало. Склон холма могли использовать для возведения масштабных общественных сооружений без включения их в окружающий ландшафт (как это часто встречается в городах восточных провинций), а скорее наоборот, подчиняя сам рельеф задуманному градостроителями плану и используя его, прежде всего, для решения инженерных задач (например, в Оранже расположение театрона на склоне холма облегчило задачу строителей, позволив им не возводить сложных субструкций и системы радиальных галерей театра) или в стратегических целях (таких как строительство башен на вершинах холмов в Ниме и Оранже). Даже если по каким-то причинам город строился именно на неровной местности, как, например, Арль, расположенный на холме, то склон этого холма искусственно выравнивался для осуществления архитектурного замысла. Таким образом, можно сделать вывод, что в галло-римских городах рельеф местности, ландшафт в композиционном смысле не являлся градообразующим фактором.
Сопоставляя города римской Галлии с центрами в других провинциях, можно прийти к выводу, что по своей композиционно-планировочной структуре они сильно отличались от восточных городов и имели много общих черт с североафриканскими, но наи- более близки были городам метрополии, то есть италийским. Причину этого, вероятно, следует искать, прежде всего, в том, что в Галлии ко времени ее завоевания римлянами не существовало ни крупных городов, ни собственных устоявшихся градостроительных традиций. Кельтские же поселения, находившиеся на этой территории, представляли собой не города, а скорее оппидумы, поэтому с приходом римлян быстро превратились именно в римские города, которые застраивались и развивались на протяжении I–II вв. — времени расцвета римского градостроительства, под влиянием столичных зодчих, по канонам римской градостроительной практики, и становились не только важными экономическими центрами, но, в первую очередь, являлись проводниками римской культуры в завоеванных землях, символами величия Империи.



Ссылки.
Античное название современного Нима — Немауз, или Немаус (лат. Nemausus), происходит, вероятно, от имени Немоза (Nemoz) — древнего местного божества, связанного с источником, в честь которого рядом было построено святилище. В древности существовала также легенда, согласно которой город был основан Немаузом — одним из сыновей Геракла [61, p. 11].

Используемое в литературе название храма «La Maison Carrée» (франц. «Квадратный Дом»), обозначающее закрытое, но не обязательно жилое здание прямоугольной формы, впервые появилось в XVI в., когда здание храма находилось в частном владении. В 1993 г. площадь, которая была частью античного форума, была перестроена по проекту архитектора сэра Нормана Фостера (металлические кольца в плиточном покрытии площади указывают места расположения древних колонн римского портика). В 2006 г. были начаты работы по очистке и реставрации фасадов храма, которые завершились в феврале 2011 г.
О форуме и криптопортике Арля см.: [65, p. 41–46; 1, p. 275–291].
Об античном театре Арля см.: [65, p. 47–57; 48; 16; 68, p. 26–29; 73].
О цирке Арля см.: [69].
Согласно сохранившимся сведениям, II Галльский легион (Legio II Gallica), образованный в 43 г. до н. э. Октавианом Августом, вероятно, был распущен в 35 г. до н. э., а из трудов Диона Кассия известно, что солдаты были отправлены в Галлию как переселенцы. Возможно, именно они и основали Оранж, поэтому 35 г. до н. э. считается условной датой основания колонии, наиболее часто встречающейся в литературе. II Галльский легион с 27 г. до н. э. был заменен на II легион Августа (Legio II Augusta), эмблемой которого был единорог, ставший впоследствии эмблемой города (его изображение можно видеть, в том числе и на триумфальной арке). Однако обнаруженные в результате археологических раскопок и исследований следы римской колонии относятся ко времени не раньше 15–10 гг. до н. э. Таким образом, между теоретической датой основания колонии и первыми известными каменными постройками существует промежуток около двадцати лет [7, p. 14].
О триумфальной арке Оранжа см.: [45; 60; 62].



Литература

  1. Amy R. Les cryptoportiques d’Arles // Les cryptoportiques dans l’architecture romaine: Actes du Colloque de Rome (19–23 avril 1972). ‒ Rome: École Française de Rome, 1973. ‒ Р. 275‒291.
  2. Amy R., Gros P. La maison carrée de Nîmes. ‒ Paris: CNRS, 1979. ‒ 211 p.
  3. Audin A. Référence: Piganiol A. Les Documents cadastraux de la colonie romaine d’Orange (Paris, 1962) // Revue belge de philologie et d’histoire. ‒ 1964. ‒ Vol. 42. No 1. ‒ P. 133–135.
  4. Balty J. Gh. Col(onia) Nem(ausus). Notes d’archéologie et d’histoire augustéennes // Revue belge de philologie et d’histoire. ‒ 1960. ‒ Vol. 38. ‒ No 1.
  5. Balty J. Ch. Référence: Amy R., Duval P.-M., Formigé J., Hatt J.-J., Picard Ch., Picard G.-Ch., Piganiol А. L’arc d’Orange // Revue belge de philologie et d’histoire. ‒ 1965. ‒ Vol. 43. ‒ No 2. ‒ Р. 612–618.
  6. Bazin H. Nîmes gallo-romain. Guide du touriste-archéologue. ‒ Paris: Hachette et Cie, 1892. ‒ 300 p.
  7. Bellet M.-É. Orange antique: monuments et musée. ‒ Paris: Imprimerie nationale, 1991. ‒ 118 p.
  8. Benoit F. Essai de quadrillage d’un plan d’Arles // Comptes-rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. ‒ 1941. ‒ No. 2. ‒ Р. 92–100.
  9. Benoit F. La tour des Mourgues, note sur l’enceinte romaine d’Arles // Revue des Etudes anciennes. ‒ Bordeaux, 1934. ‒ Vol. 36. ‒ P. 206‒212.
  10. Bonaventure de Sisteron. Histoire de la ville et principauté d’Orange. ‒ La Haye: Marc Chave, 1741. ‒ 560 p.
  11. Brouillard C. Référence: Varène, P. L’enceinte gallo-romaine de Nîmes: les murs et les tours (Paris, 1992) // Revue belge de philologie et d’histoire. ‒ 1995. ‒ Vol. 73. No 1. ‒ Р. 261–263.
  12. Caristie А. Notice sur l’état actuel de l’arc d’Orange et des théâtres antiques d’Orange et d’Arles. ‒ Paris: Firmin Didot Frères, 1839. ‒ 28 p., 9 pl.
  13. Caumette Ch. Eclairissemens des antiquités de la ville de Nîmes. ‒ Nîmes, 1766. ‒ 64 p.
  14. Caylux O., Sabeg, B. (sous la dir. de). Arles, histoire et continuité d’un patrimoine. ‒ Arles: Edition Ville d’Arles, 1999. ‒ 105 p.
  15. Caylux O. (ed.), Lacroix C. (préf.), Rouquette J.-M. (col.). Arles, le guide: musées, monuments, promenades. ‒ Pa- ris: Patrimoine Eds Du, 2001. ‒ 144 p.
  16. Caylux O. (ed.), Rouquette J.-M. (préf.). Le théâtre antique d’Arles. ‒ Lyon: Fage, 2010. ‒ 131 p.
  17. Chatelain L. Les monuments romains d’Orange. ‒ Paris: H. Champion, 1908. ‒ 324 p.
  18. Clerisseau Сh.-L. Antiquités de la France. ‒ Paris: Imp. de Philippe-Denys Pierres, 1778. ‒ 24 p., 41 pl.
  19. Coulon G., Golvin J.-C. Voyage en Gaule romaine. ‒ Arles; Paris: Actes Sud–Errance, 2006. ‒ 185 p.
  20. Darde D., Lassalle V. Nîmes antique: monuments et sites. ‒ Paris: Imp. Nationale, 1993. ‒ 123 p.
  21. Duval P.M. La vie quotidienne en Gaule pendant la paix Romaine. ‒ Paris: Hachette, 1952. ‒ 364 p.
  22. Duval P.M. L’originalité de l’architecture gallo-romaine // Travaux sur la Gaule (1946–1986). ‒ Rome: École Fran- çaise de Rome, 1989. ‒ P. 1055‒1085.
  23. Duval P.M. Observations sur les amphithéâtres, particulièrement dans la Gaule romaine // Travaux sur la Gaule (1946‒1986). ‒ Rome: École Française de Rome, 1989. ‒ P. 1087‒1095.
  24. Espérandieu E. La Maison Carrée de Nîmes // Comptes-rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. ‒ 1919. ‒ No 4. ‒ Р. 332–338.
  25. Espérandieu E. La Tourmagne: notice sommaire. ‒ Nîmes: Imp. Générale (Gellion & Bandini), 1927. ‒ 16 p., 4 pl.
  26. Espérandieu E. Le Pont du Gard et l’Aqueduc de Nîmes. ‒ Paris: H. Laurens, 1926. ‒ 96 p.
  27. Espérandieu E. L’amphithéâtre de Nîmes. ‒ Paris: H. Laurens, 1933. ‒ 86 p.
  28. Eydoux H.-P. Réssurection de la Gaule. Les grandes fouilles archéologiques. ‒ Paris: Imp. Plon, 1961. ‒ 427 p.
  29. Faider-Feytmans G. Référence: Grenier A. Manuel d’archéologie gallo-romaine. Troisième partie: L’Architecture (Paris, 1958) // Revue belge de philologie et d’histoire. ‒ 1959. ‒ Vol. 37, No 4. ‒ Р. 1078–1080.
  30. Fiches J.-L., Veyrac A. (sous la dir. de). Carte archéologique de la Gaule 30/1 – Nîmes. ‒ Paris: Les Editions de la MSH, 1996. ‒ 634 p.
  31. Formigé J. L’amphithêatre d’Arles // Revue Archéologique. ‒1964. ‒ Vol. II.
  32. Formigé J. Le prétendu cirque romain d’Orange. ‒ Paris: Imp. Nationale, 1917. ‒ 25 p.
  33. Formigé J. Les fouilles d’Arles // Bulletin monumental. ‒ Paris; Caen: H. Delesques, 1912. ‒ Vol. 76. ‒ Р. 113–163.
  34. Formigé J. Observations sur le théâtre romain d’Orange // Comptes-rendus des séances de l’Académie des Inscrip- tions et Belles-Lettres. ‒ 1916. ‒ No 5. ‒ P. 455‒458.
  35. Formigé J. Les Monuments romains de la Provence. ‒ Paris: Champion, 1924. ‒ 61 p.
  36. Formigé J. Deux hypothèses sur l’arc d’Orange. ‒ Paris: E. Leroux, 1910. ‒ 3 p.
  37. Foucher L. Référence: Amy R., Gros P. La maison carrée de Nîmes (Paris, 1979) // Revue belge de philologie et d’histoire. ‒ 1980. ‒ Vol. 58. No 2. ‒ P. 447.
  38. Fouque M. Fastes de la Provence ancienne et moderne. ‒ Marseille, 1837. ‒ Vol. I.
  39. Gasparin А. Histoire de la ville d’Orange, et de ses antiquités. ‒ Orange, 1815.
  40. Grenier A. La Gaule. Province romaine. ‒ Toulouse; Paris: Didier, 1946. ‒ 147 p.
  41. Gros P. Une hypothèse sur l’arc d’Orange // Gallia. ‒ 1986. ‒ T. 44. Fasc. 2. ‒ P. 191‒201.   
  42. Gros P. Un programme Augustéen: le centre monumentale de la colonie d’Arles // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts. ‒ Band 102. ‒ 1987. ‒ P. 339‒363.
  43. Gros P. Pour une chronologie des arcs de triomphe de Gaule Narbonnaise // Gallia. ‒ 1979. ‒ T. 37, fasc. 1. ‒ P. 55‒83.
  44. Gros P. Les étapes de l’aménagement monumental du forum: observations comparatives (Italie, Gaule Narbon- naise, Tarraconaise) // La Città nell’Italia settentrionale in étà romana. Morfologia, strutture e funzionamento dei centri urbani delle Regiones X e XI: Atti del convegno di Trieste (13–15 marzo 1987). ‒ Rome: École Française de Rome, 1990. ‒ P. 29‒68.
  45. Herbert P. L’inscription de l’arc de triomphe d’Orange. ‒ Paris: Dezobry, Fd  Tandou et Cie, 1862. ‒ 103 p.
  46. La Pise J., de. Tableau de l’histoire des princes et principauté d’Orange. ‒ La Haye, 1639. ‒ 930 p.
  47. Leveau Ph. Référence: Varène, P. L’ enceinte gallo-romaine de Nîmes: les murs et les tours (Paris, 1992) // Annales. Histoire, Sciences Sociales. ‒ 1995. ‒ Vol. 50. No 5. ‒ Р. 1130–1131.
  48. Maurel C., Heijmans M. Le Théâtre antique d’Arles. ‒ Arles, 2005.
  49. Ménard L. Histoire civile, ecclésiastique et littéraire de la ville de Nîsmes, avec des notes et les preuves, suivie de dissertations historiques et critiques sur ses antiquités et de diverses observations sur son histoire naturelle. ‒ Paris, 1744. ‒ Т. 1.‒ 870 p.
  50. Ménard L. Histoire civile, ecclésiastique et littéraire de la ville de Nîsmes, avec des notes et les preuves, suivie de dissertations historiques et critiques sur ses antiquités et de diverses observations sur son histoire naturelle. ‒ Paris, 1758. ‒ Т. 7.‒ 775 p.
  51. Ménard L., Perrot J.F.A. Histoire de antiquités de la ville de Nismes et de ses environs. ‒ Nismes, 1838. ‒ 160 p.
  52. Millin A.-L. Voyage dans les départements du midi de la France. ‒ Paris, 1807. ‒ T. 1‒2. ‒1164 p.
  53. Monteil M. Nîmes antique et sa proche campagne. Étude de topographie urbaine et périurbaine (fin VIe  s. av. J.- C. – VIe  s. ap. J.-C.). ‒ Lattes: Aralo, 1999. ‒ 528 p. ‒ (Monographies d’Archéologie Méditerranéenne, 3).
  54. Noble-Lalauzière J.-F. Abrégé chronologique de l’histoire d’Arles. ‒ Arles, 1808. ‒ 551 p., 31 pl.
  55. Pelet A. Description des monuments grecs et romains exécutés en liége à l’échelle d’un centimètre par mètre. ‒ Nîmes, 1876. ‒ 397 p.
  56. Pelet A. Les mosaïques de Nîmes (1522‒1864). ‒ Nîmes, 1876. ‒ 45 p.
  57. Perrot J.-F.-A. Une visite à Nîsmes. Description de ses monumens antiques. ‒ Nîmes, 1846. ‒ 158 p., 11 pl.
  58. Peyre R. Nîmes, Arles, Orange, Saint-Rémy. ‒ Paris: H. Laurens, 1910. ‒ 168 p.
  59. Picard Ch. Sur le sanctuaire d’Orange (Arausio) dans le Vaucluse, adjacent au théâtre // Comptes-rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. ‒ 1958. ‒ No. 1. ‒ P. 67‒93.
  60. Piganiol A. L’inscription de l’arc de triomphe d’Orange // Comptes-rendus des séances de l’Académie des Inscrip- tions et Belles-Lettres. ‒ 1954. ‒ No. 1. ‒ P. 20‒21.
  61. Poldo d’Albenas J. Discours historical de l’antique et illustre cité de Nîsmes, en la Gaule narbonoise, avec les por- traitz des plus antiques et insignes bastimens dudit lieu, réduitz à leur vraye mesure et proportion, ensemble de l’antique et moderne ville. ‒ Lyon, 1560. ‒ 252 p.
  62. Reinach S. La date de l’arc d’Orange // Comptes-rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles- Lettres. ‒ 1909. ‒ No. 7. ‒ P. 513‒518.
  63. Robida A. La vieille France. Provence. ‒ Paris: Librairie illustrée, 1893. ‒ 331 p.
  64. Roth-Congès A., Gros P. Le sanctuaire des eaux à Nîmes. Le nymphée – Chapitre IV // Revue archéologique du Centre de la France. ‒ 1983.‒ T. 22, fasc. 2. ‒ P. 131‒146.
  65. Rouquette J.-M., Sintès C. Arles antique: monuments et sites. ‒ Paris: Imp. Nationale, 1989. ‒ 104 p.
  66. Rouquette J.-M. L’enceinte primitive de la colonie romaine d’Arles // Bulletin de l’Ecole Antique de Nimes. ‒ Nimes, 1985. ‒ No°18: Enceintes augustéennes dans l’occident romain. ‒ 166 p.
  67. Sautel J. Fouilles à Orange en 1949 // Comptes-rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles- Lettres. ‒ 1949. ‒ No. 4. ‒ P. 425‒429.
  68. Sintès C. Arles: les vicissitudes d’un théâtre antique // Les dossiers d’Archéologie. ‒ No°134 (Janvier 1989): Les théâtres de la Gaule romaine. ‒ P. 26‒29.
  69. Sintès C. Le cirque d’Arles, l’apport des fouilles depuis 1986 // Nelis-Clément J., Roddaz J.-M. (dir.). Le Cirque romain et son image: Actes du colloque d’Ausonius (Bordeaux, 19‒21 oct. 2006). ‒ Bordeaux: Ausonius éditions. ‒ Р. 203‒212.
  70. Sintès C. (sous la dir. de), Heijmans M., Hallier G., collectif. Du nouveau sur l’Arles antique: catalogue d’exposi- tion. ‒ Arles: Les Musées d’Arles, 1987. ‒ 127 p.
  71. Teissier-Rolland J. Des bains et thermes chez les Anciens, des bains romains de Nîmes et du Temple de Diane. ‒ Nîmes, 1850. ‒ 262 p.
  72. Vitet L. Monuments antiques de la ville d’Orange // Gazette des beaux-arts. ‒ 1861.‒ T. 11. ‒ 586 p.
    Электронные ресурсы
  73. Sintès C. Arles: les vicissitudes d’un théâtre antique // Les dossiers d’Archéologie. No°134 (janvier 1989): Les théâtres de la Gaule romaine. ‒ [Электронный текст]. ‒ URL: https://docs.google.com/viewer?url=http://www.patri- moine.ville-arles.fr/images/document/ACF1ABE.pdf (дата обращения 25. 06. 2013).
  74. Caylux O., Sabeg, B. (sous la dir. de). Arles, histoire et continuité d’un patrimoine. ‒ Arles: Edition Ville d’Arles, 1999. ‒ 105 p. ‒ [Электронный текст]. ‒ URL: http://www.patrimoine.ville-arles.fr/images/document/vi_doss_Arleset- sonhistoire.pdf (дата обращения 10. 07. 2013).