Т.П. Кишбали (МГУ имени М.В. Ломоносова)
Программа скульптурного убранства Галикарнасского мавзолея1
Постановка проблемы
Галикарнасский мавзолей поражал современников не столько неожиданными архитектурными решениями, сколько количеством и качеством скульптуры, украшающей его. Это отмечал и Плиний Старший, восхваляя работу мастеров Мавзолея: «Творение это стало одним из семи чудес главным образом благодаря этим художникам» [2, XXXVII, IV.30.4]. Убранство Мавзолея включало три рельефных фриза и (по самым скромным подсчетам) около 330 статуй [8, p. 72]: группы на ступенях высокого цоколя, акротерии, колесница на венчающей пирамиде и так называемая «галерея предков». При таком обилии скульптуры, учитывая разброс по технике, материалу и масштабу произведений, правомерно возникает вопрос: какими принципами руководствовались заказчики и/или создатели Мавзолея при выборе тех или иных сюжетов и мотивов? Существовала ли общая программа, связывающая их?
С. Хорнблоуэр в своей «биографии» Мавсола отмечает, что если исследователь хочет познать карийского владыку, как «человека IV века», то необходимо разобраться: «как они понимали этот памятник? Какие новые сведения о Мавсоле открывают нам его художественные приемы и изобразительные мотивы? На какие прототипы они ориентиро- вались при его создании? <...> Был ли он по назначению светским [ἔργον]2, памятником человеку, чье имя он носит, или имел религиозное значение, направленное на героизацию усопшего?» [10, p. 224]. В данной статье предпринята попытка реконструировать некоторые аспекты программы скульптурного убранства Мавзолея: исходной точкой является то, что он был не просто усыпальницей правителя, но и династическим памятником, призванным увековечить род Гекатомнидов и подчеркнуть легитимность их власти. Рассмотрены также отдельные историографические и методологические вопросы.