Содержание материала


Итоги
Галикарнасский мавзолей представляет собой сложное сочетание династического памятника, героона и усыпальницы Мавсола — карийского царя и персидского сатрапа, но при этом в его идеологической программе ощущается сдвиг акцента именно в сторону локальной значимости. Он был «царь, который стал сатрапом, а не сатрап, который стал царем» [10, p. 62]. Можно предположить, что, если бы Мавсол хотел подчеркнуть свою лояльность Ахеменидам и свое высокое положение в имперской иерархии, он выбрал бы иную форму усыпальницы — мог бы ориентироваться на готовый тип гробницы Кира в Пасаргадах, как это делали представители полиэтнической элиты Ахеменидской державы. Примерами таких решений могут служить «гробница-пирамида» в лидийских Сардах [7, p. 139] или «гибридная» постройка Таш Куле (Taş Kule) близ Фокеи [4]. Надо отметить, что эти постройки были воздвигнуты как минимум на столетие раньше Мавзолея, в пе- риод, когда влияние Ахеменидов было значительно сильнее, чем в середине IV в. до н. э. Это в очередной раз показывает особое положение Карии эпохи Гекатомнидов.
Скульптурное оформление Мавзолея включало в себя ряд элементов, созданных для укрепления и легитимизации власти Гекатомнидов. В данной статье приведен обзор тех исторических обстоятельств, в контексте которых создавался этот памятник, и дана общая характеристика политического, династического аспекта. Следующими шагами в исследовании должны стать, во-первых, анализ погребально-культовой стороны, а во-вторых, исследование бытования памятника, ведь нам все еще мало известно о том, какие обряды проводились на священном участке Мавзолея, и как, в конце концов, действовала обрисованная в настоящей статье программа.