Е.Ю. Станюкович-Денисова (СПбГУ)
Деятельность Ф.-В. Бергхольца в Германии: к изучению путей формирования коллекций архитектурных чертежей в 18 веке1
Фридрих Вильгельм фон Бергхольц в отечественной историографии известен, в первую очередь, как автор дневника, который он вел в России в царствование Петра Великого, будучи камер-юнкером голштейнского герцога Карла Фридриха. Наиболее полное жизнеописание Бергхольца до сих пор содержит статья Н.П. Павлова-Сильванского2, написанная для вышедшего в 1900 г. второго тома Русского биографического словаря А.А. Половцева. В ней были обозначены основные вехи жизни придворного, преимущественно касавшиеся его пребывания в России в 1721–1725 и 1741–1746 гг. (в свите Карла Петера Ульрика (Петра Федоровича)), которые удалось проследить по документам российских архивов.
Написанный на немецком языке дневник с подробнейшим описанием событий русской придворной жизни 1721–1725 гг., в которых Бергхольц, сопровождая повсюду голштейнского герцога, принимал непосредственное участие, с момента своего обнародования признается ценнейшим источником для изучения петровского времени. Известно, что Бергхольц показывал свой дневник немецкому географу и теологу Антону Фридриху Бюшингу (1724–1793). Их встреча в Германии состоялась в 1765 г., после того, как Бюшинг вернулся из России, где он возглавлял протестантскую общину Петербурга с 1761 г.3 Тогда Бергхольц не согласился передать свою рукопись. Впервые дневник был опубликован уже после смерти Бергхольца, в 1785 г. в немецком «Журнале новой истории и географии», издаваемом А.-Ф. Бюшингом4. Отрывки из дневника, описывающие события сентября и октября 1721 г., в русском переводе были напечатаны в журнале «Отечественные записки»5. Первое полное издание на русском языке было осуществлено И. Аммоном, выполнившим перевод и сопроводившим его вступительной статьей, в 1858–1862 гг.6 С этого времени цитаты из дневника стали непременными в каждом историческом сочинении об эпохе Петра I. Последнее переиздание последовало в 2000 г. с вступительной статьей историка В. Наумова7, который, в целом, повторил канву биографии Ф.-В. Бергхольца, изложенную в предисловиях к предыдущим изданиям дневника А.-Ф. Бюшингом, И. Аммоном и В статье Н.П. Павлова-Сильванского.
В конце 1950-х гг. шведским исследователем Бьерном Х. Халльстремом, изучавшим архитектурные чертежи в коллекции Национального музея в Стокгольме, была впервые выдвинута гипотеза, что именно Бергхольц вывез в 1746 г. из России в Германию чертежи зданий, преимущественно петербургских, которые потом попали в Швецию и ныне входят в собрание Тессин-Хорлеманского собрания8. Халльстермом был опубликован каталог русских чертежей в составе шведского собрания, во вступительной статье к которому была дана характеристика коллекции, состоящей из чертежей первой половины XVIII в., принадлежащих, очевидно, различным авторам, отличающихся и по технике, и по манере исполнения, представляющих как петербургские, так и московские, киевские и др. постройки. Однако комментарии на столь различных листах сделаны в большинстве случаев одной рукой, которую Халльстрем определил как почерк Ф.-В. Бергхольца. В Государственном архиве Швеции Халльстремом была обнаружена переписка Бергхольца со шведским королевским архитектором Н. Тессином-младшим, которая велась с перерывами с 1739 по 1753 г. и касалась, в основном, вопросов выплаты пенсии9. Он также упоминает переписку с петербургским профессором элоквенции Я. Штелиным по поводу приобретения у Бергхольца гравюр10. При консультациях с петербургским историком архитектуры Ю.М. Денисовым, в своем каталоге Халльстрем систематизирует коллекцию и выделяет три группы чертежей: фиксационные чертежи петербургских зданий 1740-ых гг. (которые были исполнены в государственных организациях, вероятнее всего, в Комиссии о Санкт-петербургском строении); архитектурные рисунки (рабочие чертежи, проекты, оригиналы и копии, в т.ч. Ф.-Б. Растрелли); любительские карандашные рисунки11. Благодаря сведениям, полученным из архива г. Висмара, Халльстремом также была установлена дата смерти Бергхольца – 1771 год.
С начала 1960-х гг., когда чертежи из шведского собрания были показаны на выставке в Государственном Эрмитаже, и в отдел графики музея поступили фотографии представленных чертежей, они оказались введенными в научный оборот и стали широко использоваться при изучении показанных на них зданий. Петербургским исследователем К.В. Малиновским предпринимались неоднократные попытки опровергнуть роль Ф.-В. Бергхольца в формировании коллекции, однако убедительные доказательства так и не были представлены. Однако К.В. Малиновским были выдвинуты интересные предположения, с которыми можно отчасти согласиться. Так, он предполагает, что Карл Фридрих Шеслер, архитектор Академии наук, в 1730-е гг. «снимавший» проспекты и выполнявший топографическую съемку частей города для плана Санкт-Петербурга, мог являться автором чертежей петербургских зданий, хранящихся в Тессин-Хорлеманской коллекции. В 1737 г. он был уволен и вернулся в Дрезден, и в 1740-е гг. продолжал служить в Академии наук12. Такая вероятность не исключена в отношении части чертежей, однако следует заметить, что столь масштабная работа обычно осуществлялась трудами не одного человека, а целой архитектурной команды, как, например, в случае плана Сент-Илера. Итак, коллекция русских чертежей из Тессин-Хорлеманского собрания в отечественной историографии по-прежнему связывается с именем Ф.-В. Бергхольца.
В связи с этим нами была предпринята попытка проследить деятельность Берхгольца в Германии и прояснить его роль в создании коллекции.
В прижизненных документах фамилия Бергхольца встречается в различных написаниях: Bergholtz, Bergholz и даже Birckholtz13. Следует отметить, что в автографах повсеместно употребляется написание Bergholtz, однако, вероятно, такую орфографию фамилия приобрела уже в течение жизни Ф.-В. Бергхольца. В русских изданиях изначально утвердилось написание «Берхгольц», хотя в Русском биографическом словаре было приведено еще два варианта: «Берггольц» и «Беркгольц». Мы в дальнейшем будем использовать современную транслитерацию фамилии ‒ Бергхольц.
После свадьбы голштейн-готторпского герцога Карла Фридриха и цесаревны Анны Петровны, Ф.-В. Бергхольц в составе свиты возвращается из России в Киль. Здесь он оказывал посреднические услуги в торговле драгоценностями с Россией и был свидетелем пребывания Анны Петровны в Киле вплоть до ее кончины после рождения сына Карла Петера Ульрика. Его имя постоянно встречается в списках гольштейнских придворных, вслед за его патроном и другом обергофмаршалом двора графом О. фон Брюммером14.
В 1730-х гг. он служил комендантом Кильского замка, в 1739–1741 гг. занимался устройством замкового сада15. Исполнение чертежей и непосредственное проектирование сада было возложено на лейтенанта артиллерии Э. Рандаля. Было обнаружено, что ряд чертежей, относящихся к разным этапам создания сада при Кильском замке (1695 г., 1727 г., преимущественно 1739 г. (Э. Рандаль) и 1743 г.), также входит в состав Тессин-Хорлеманской коллекции. Причем на чертеже сада 1695 г.16 и на плане партера 1739 г., исполненном фон Левоном17, имеются комментарии, сделанные той же рукой, что на русских чертежах (предположительно Бергхольца). Продолжив мысль, высказанную Халльстремом о том, что придворный собирал графические материалы, связанные с местами пребывания Карла Петера в России (Петербург, Москва, путешествие в свите Елизаветы Петровны на Украину), в свете раскрывшихся обстоятельств можно осторожно предположить, что эти материалы собирались с целью прославления и мемориализации Голштейского дома. Предполагалось ли составление некого атласа-альбома для подношения Петеру Ульрику, когда он взойдет на трон, по-прежнему неизвестно. Во всяком случае, все эти чертежи объединены исключительно связью с фигурой герцога голштейн-готторпского.
Весной 1740 г. для обучения 12-летнего Карла Петера Ульрика, оставшегося сиротой, по указанию его дяди и опекуна епископа Адольфа Эйтенского обергофмаршал Брюммер и оберкамергер Бергхольц составили программу, в которую были включены уроки французского, латыни, истории, математики, черчения, музыки, танцев…18 Российские историки вслед за весьма предвзятыми характеристиками, данными Карлу Петеру Ульрику (впоследствии императору Петру III) в записках Екатерины II и Е.Р. Воронцовой-Дашковой, создали достаточно негативный образ Петра III как слабого и болезненного человека, а полученное им из рук Брюмера и Бергхольца воспитания характеризовали как грубое и жестокое. Исторические исследования, появившиеся в последние десятилетия, предлагают несколько иной психологический портрет Карла Петера Ульрика, представляющий его скорее благородным и честным человеком, видевшим творящиеся за его спиной козни, но не воспринимающим их всерьез19. В этом свете по-другому видится роль Брюммера и Бергхольца, которым после смерти герцога Карла Фридриха было поручено контролировать образование его сына. Свои обязанности они выполнили добросовестно, подобрав подходящих педагогов, составив обязательное расписание по 3 часа утром и 4 часа вечером уроков ежедневно. Круг предметов был традиционен и соответствовал статусу ученика. Другое дело, что его отец, герцог Карл Фридрих, не удосужился озаботиться систематическим образованием сына при своей жизни. Следует отметить, что математикой и рисованием с Петером Ульриком занимался Э. Рандаль. Приехав в Россию с Петером Ульриком, Бергхольц продолжал выполнять свои придворные обязанности, в частности, контролировал доставку ценных предметов для великого князя Петра Федоровича из Киля в Петербург20.
В 1746 г. Брюммер и Бергхольц получили отставку от русского двора и вернулись в Германию. Бергхольцу был пожалован Рейнбекский амт в Голштинии, и назначена пенсия в размере жалованья. Было установлено, что Бергхольц был в числе душеприказчиков Брюммера, имевшего два богато обставленных дома на главной площади в Висмаре21. Находился он в Висмаре и в 1766 г., выступая в роли крестного.
В 1771 г., вновь проездом в Висмаре, Ф.-В. Бергхольц тяжело заболел и составил завещание, пожертвовав деньги на создание алтаря в городской церкви22. Он скончался 16 ноября 1771 г. и погребен в висмарской церкви Св. Николая23, где на его средства была затем создана живописная алтарная композиция и помещен его портрет.
Несмотря на то, что документов, подтверждающих наличие у Бергхольца архитектурных чертежей, не удалось обнаружить, ряд косвенных фактов и высказанных выше предположений, по нашему мнению, скорее свидетельствует в пользу гипотезы Б. Халльстрема, нежели против нее.
Ссылки.
- Исследование выполнено в рамках НИР «Традиционное и современное искусство в России и Западном мире в контексте общеевропейских интеграционных процессов: модульное структурирование». Мер. 2. Проведение фундаментальных научных исследований по областям знаний, обеспечивающим подготовку кадров в СПбГУ. 5.38.100.2012.
- Павлов-Сильванский Н.П. Берхгольц Фридрих-Вильгельм // Русский биографический словарь: Алексинский — Бестужев-Рюмин / Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А.А. Половцова. СПб., 1900. Т. 2. С. 756–757
- Бюшинг А.-Ф. Автобиография / Излож., отрывки А.Г. Брикнера // Исторический вестник. 1886. Т. 25. № 7. С. 5–26; Hoffmann P. Anton Friedrich Büsching (1724–1793). Ein Leben im Zeitalter der Aufklärung. Berlin, 2000.
- Magazin für die neue Historie und Geographie. Bd. 19–22. Halle, 1785–1787.
- Отечественные записки, 1843 г., № 26 (сентябрь и октябрь 1721 г.), 3141; 1853 г., № 87 (апрель – июнь 1721 г.).
- Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого, с 1721 по 1725 год / Пер. И. Аммон. Ч. 1: 1721-й год. М., 1857; Ч. 2: 1722-й год. М., 1858; Ч. 3: 1723-й год. М., 1860; Ч. 4: 1724-й и 1725-й годы. М., 1862.
- Наумов В.П. Послесловие // Неистовый реформатор. Иоганн-Готтгильф Фоккеродт, Фридрих-Вильгельм Берхгольц. М., 2000. С. 509–510. Продолжение дневника в кн.: Юность державы. Фридрих-Вильгельм Берхгольц. Геннинг-Фридрих Бассевич. М., 2000.
- Tessin Hårleman Collection, Nationalmuseum, Stockholm, Sverige (ТНС). Hallström B.H. Russian Architectural Drawings in the Nationalmuseum // Nationalmusei skriftserie 9. Stockholm, 1963. Р. 5, 14–15.
- Riksarkivet, Stockholm. Hemliga beredningens protokoll 1739, 1743–45, 1748–50, 1753.
- Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, ф. 871, ед. хр. 331.
- Hallström B.H. Russian Architectural Drawings... P. 6.
- Малиновский К.В. Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII веке. СПб., 2007. С. 128
- Landesarchiv Schleswig. Akte Abt. 8.2, Nr. 30: Hofbediente in Schleswig-Holstein, 1716–1773.
- Landesarchiv Schleswig. Akte Abt. 8.1, Nr. 6: Hofbediente in Schleswig-Holstein,1725–1773. Akte Abt. 8.1, Nr. 1359: Hofstaat Herzog Carl Friedrichs zu Holstein-Gottorp, 1717–1735. Akte Abt. 8.2, Nr. 30: Hofbediente in Schleswig-Holstein, 1716–1773.
- Seebach C.-H. Das Kieler Schloß – Nach Grabungsfunden, Schriftquellen und Bildern (Studien zur Schleswig-holsteinischen Kunstgeschichte, Bd. 9). Neumünster, 1965. S. 193, 318.
- ТНС-352, ТНС-363.
- ТНС-117.
- Landesarchiv Schleswig. Abt. 8.1, Nr. 1357.
- Die Gottorfer auf dem Weg zum Zarenthron. Russisch-gottorfische Verbindungen im 18. Jahrhundert [Готторпская династия на пути к российскому трону. Российско-готторпские связи в XVIII веке]. Schleswig, 1997; Забытый император: Материалы научной конференции 11 ноября 2002 г. // Ораниенбаумские чтения. СПб., 2002. Вып. 3; Palmer E.: Peter III. Der Prinz von Holstein. Sutton, Erfurt, 2005; Иванов О.А. Екатерина II и Петр III: история трагического конфликта. М., 2007; Мыльников А.C. Петр III: Повествование в документах и версиях. 2-е изд. М., 2009.
- Landesarchiv Schleswig. Abt. 8.1, Nr. 2678.
- Archiv der Hansestadt Wismar. Prozessakten des Tribunals. 1752. В-2756; 1753. S-340с.
- Archiv der Hansestadt Wismar. Prozessakten des Tribunals. 1771. B-317; Prozessakten des Ratsgerichts (1750–1872). 1772. B-307.
- Archiv der Hansestadt Wismar. St. Marien Sterbefälle mit Register. 1744–1791. Nov. 1771.