Страница 2 из 2
Ссылки.
- Термин «полихромные зооморфные инициалы» не безупречен, так как характеризует интересующие нас инициалы слишком обобщённо, и потому требует доработки.
- Г.В. Попов говорит о «безусловном спаде интереса декораторов к этой проблематике» уже в начале второго десятилетия XV в. (см.: Попов Г.В. Евангелие Успенского собора – памятник московского искусства конца XIV – начала XV вв. // Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Исследование и реставрация одного памятника. М., 2002. С. 17).
- См., например, недавно вышедшую монографию: Maayan-Fanar E. Revelation through the Alphabet: Aniconism and Illuminated Initial Letters in Byzantine Artistic Imagination. Geneva, 2011.
- Добрынина Э.Н. Художественная продукция скриптория монастыря Одигон // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. СПб., 2004. С. 199–220.
- Попов Г.В. Рукописная книга Москвы. Миниатюра и орнамент второй половины XV – XVI столетия. М., 2009. С. 171–188.
- Гальченко М.Г. Об особенностях оформления, почерка и орфографии Псалтири с дополнениями – памятника последней четверти XV в. из собрания И.М. Фадеева // Гальченко М.Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси. Избранные работы. М.; СПб., 2001. С. 300–324.
- Пока не удалось обнаружить ни одной новгородской рукописи, которая содержала бы подобные инициалы.
- Это опровергает один из аргументов Е.В. Гладышевой в пользу датировки Четвероевангелия ГТГ 1490-ми гг. (см.: Государственная Третьяковская галерея. Лицевые рукописи XI–XVII вв. Каталог собрания. М., 2010. Кат. № 4. С. 80).
- Сохранность заставок очень плохая, красочный слой и золото контуров практически полностью осыпались, что затрудняет суждение о первоначальном колорите. Думается, что цветовое решение заставок было близко к раскраске растительных инициалов. Кроме балканских заставок, в рукописи имеются две малые заставки с растительными элементами, без золота (л. 235 и 251), по уровню исполнения уступающие остальному орнаменту рукописи.
- Гальченко М.Г. Об особенностях оформления… С. 303.
- Инициалы расположены на л. 2, 15, 37 об., 42 об., 48 об., 67, 113, 129, 173 об., 196, 207.
- Синицына И.В. Книжный мастер Михаил Медоварцев // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 1. М., 1974. С. 302, 306. В рукописи Слов Григория Богослова Медоварцев писал начало первого Слова под заставкой и заголовки Слов, а также осуществлял правку текста.
- Перед началом текста каждого Евангелия видны фальцы, оставшиеся от вырванных из рукописи листов. На одном из фальцев, расположенном между л. 80 и 81, заметен фрагмент синей краски с белильной разделкой, который можно принять за остаток рамки миниатюры. На л. 81 отчётливо виден отпечаток рамки завесы.
- Вероятно, это особый тип книги, предназначенной для частного заказчика (удобный формат). Судьба Щукинского Евангелия оказалась сложной: судя по вкладной записи (л. 1, 4–12), в начале XVII в. оно находилось в казне новгородского Софийского собора, а в 1630 г. было дано вкладом в один из монастырей в Заонежье. О бытовании Большаковского Евангелия ничего не известно.
- В качестве наверший и угловых украшений заставок часто используются выполненные золотом «метёлки». Этот мотив встречается во всех трёх описываемых в статье кодексах, а также в рукописи Часослова 1490-х гг. в собрании РГАДА (ф. 381, № 223). Почерк последней И.В. Синицына безоговорочно считает почерком Медоварцева.
- Рукопись экспонируется на долговременной «передвижной» выставке «Драгоценные уборы», в связи с чем нам пока не удалось её посмотреть.
- Проблема соотношения схем зооморфных инициалов в ранних рукописях заслуживает отдельного исследования.
- Возможно, зооморфные инициалы являлись для рукописной декорации одним из «признаков столичности».
- Тот факт, что рубрикация в Фадеевской Псалтири выдержана с такой последовательностью, позволяет предположить, что мастера, её оформлявшие, могли видеть кодексы группы Хитрово.
- См., соответственно, Евангелие Хитрово (л. 8), Андрониково Евангелие (л. 270 об.), Евангелие Фёдора Кошки (л. 18 об.).
- Этот факт свидетельствует против распространённой версии о семантической связи инициалов и текста, к которому они относятся (см., например: Саминский А.Л. Слово и смысл изображения // Евангелие Спасо-Андроникова монастыря – московская рукопись начала XV века. Путеводитель по выставке. М., 1999. С. 3–28). Во второй половине XV столетия эта проблема, на наш взгляд, вообще не актуальна, так как художники часто заимствуют уже готовые схемы и могут их использовать вполне произвольно, по своему усмотрению. Для них важен сам факт обращения к таким инициалам, т.е. их интересует не столько смысл изображения, сколько само изображение как таковое, образец.