Страница 2 из 2
Ссылки.
- Рукопись монографии хранится в Рукописном архиве ИИМК РАН, ф. 85 (фонд М.К. Каргера). Фонд до сих пор находится на обработке и недоступен специалистам. Относительно подробный раздел, посвященный архитектуре Переяславля, есть в монографии Н.Н. Коринного, но, к сожалению, он носит исключительно компилятивный характер (Коринный Н.Н. Переяславская земля. X – первая половина XIII века. Киев, 1992. С. 209–225). Более интересным является архитектурный раздел монографии Д.Г. Хрусталева (Хрусталев Д.Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002).
- Харламов В.А., Трофименко Г.В. Архитектура Переяславля Русского XI – первой половины XII века. Проблемы изучения древнерусского зодчества. СПб., 1996. С. 50.
- Комеч А.И. Архитектура второй половины XI – начала XII в. // История русского искусства. Т. 1 : Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. М., 2007. С. 391–392.
- Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля XI – XII веков и его место в общей картине развития зодчества Древней Руси // Науковi записки з української iсторiї. Випуск 20. Переяславль-Хмельницкий, 2008. С. 198.
- Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. С. 47.
- Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 43, 46.
- Там же. С. 49–51. Надо отметить, что такое представление сложилось не сразу. В 1979 г. П.А. Раппопорт пишет: «Несомненно, что в Переяславле сложилась самостоятельная строительная артель. Несколько позже, в XII в., переяславльские строители, очевидно под влиянием киевских мастеров, стали терять присущий им индивидуальный почерк… Изменение архитектурных форм и строительно-технических приемов однако не означало смены мастеров; это продолжала работать все та же строительная артель. Об этом недвусмысленно свидетельствует сама система формовки кирпичей (с «разводами» на постелистой стороне)…» (Малевская М.В., Раппопорт П.А. Церковь Михаила в Переяславле // Зограф. 1979. № 10. С. 38). В публикации 1986 г. мнение автора меняется, что приводит к внутреннему противоречию. Указав, что переяславльская артель прекратила существование в начале XII в. (см. прим. 5), П.А. Раппопорт все же пишет: «о том, что две упомянутые переяславльские постройки возведены строительной организа¬цией, в которой наряду с киевлянами участвовали и старые переяславльские плинфотворители, свидетельствуют осо¬бенности формовки кирпичей» (Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси… С. 58). В тексте, опубликованном в 1993 г., это противоречие было исправлено. О «переяславльской» традиции производства плинфы см. ниже.
- Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X – XIII вв. СПб., 1994. С. 131. Рис. 65.
- Он же. Зодчество Древней Руси... С. 44.
- Последним точно датированным киевским памятником, возведенным в технике кладки opus mixtum со скрытым рядом, является Михайловский Златоверхий собор (1108) (Раппопорт П.А. Русская архитектура X – XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982. С. 16). В последнее время, однако, исследователи все чаще считают, что хронологические рамки использования этой техники должны быть расширены (Новоселов Н.В. Общие тенденции в архитектуре севера и юга Руси во второй трети XII в. // Науковi записки з української iсторiї. Випуск 20. Переяславль-Хмельницкий, 2008. С. 203–204; Козюба В.К. Давньоруськi храми «Окольного града» Переяслава (датування, стильови особливостi, iнтерпретацiї) // Науковi записки з української iсторiї. Випуск 15. Переяславль-Хмельницкий, 2004. С. 26).
- Раппопорт П.А. Русская архитектура… С. 36, 114.
- Брайчевский М.Ю., Асеев Ю.С. Археологические исследования в Переяславле-Хмельницком в 1958 г. // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1960. Вып. 81. С. 112.
- Новоселов Н.В. Общие тенденции… С. 202–204; Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля… С. 177, 188–190; Седов Вл.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря: иконография и происхождение типа // Архив архитектуры. Вып. 1. М., 1992. С. 3–37.
- Раппопорт П.А. Русская архитектура… С. 35–37.
- Ёлшин Д.Д. Плинфа Переяславля Русского // Науковi записки з української iсторiї. Випуск 20. Переяславль-Хмельницкий, 2008. С. 209–225. Кроме Переяславля конца XI – начала XII в., подобная система формовки плинфы отмечена только в памятниках Киева конца X в. (Десятинная церковь и окружающие ее дворцы): Сиромятников О.К. До питання про формування плiнфи iз скошеними краями X–XI ст. // Стародавнiй Iскоростень i слов'янськi гради VIII–X ст. Київ, 2004. С. 248–254.
- Каргер М.К. Раскопки в Переяславле-Хмельницком в 1952–1953 гг. // Советская археология. 1954. Т. 20. С. 20; Раппопорт П.А. Русская архитектура… С. 35–37. Датировку Спасской церкви 20–40-ми гг. XII в. на основе формата плинфы (Козюба В.К. Давньоруськi храми «Окольного града»… С. 26) мы считаем недоразумением.
- Каргер М.К. Раскопки в Переяславле-Хмельницком… С. 20; Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987. С. 287–291.
- Ёлшин Д.Д. Новые исследования древнерусской плинфы: итоги и перспективы // Археологiя i давня iсторiя України. Вип. 1. Проблеми давньоруської та середньовiчної археологiї. Київ, 2010. С. 402–403.
- Новоселов Н.В. Церковь Воскресения в Переяславле и новгородская архитектура 30–40-х годов XII в. // Миграции и оседлость от Дуная до Ладоги. Пятые чтения памяти Анны Мачинской: Материалы к чтениям. СПб., 2001. С. 127–131; Козюба В.К. Давньоруськi храми «Окольного града»… С. 29–30.
- Ёлшин Д.Д. Новые исследования древнерусской плинфы… С. 403–405.
- См. прим. 7.
- Ёлшин Д.Д. Традиция «расчесов» в производстве плинфы южнорусских земель в XII в. // Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. Архитектурно-археологический семинар. СПб., 2003. С. 92–99; Ёлшин Д.Д. Плинфа Переяславля Русского… С. 220–223.
- Еще один храм, возможно, возведенный теми же мастерами – Малый храм Зарубского монастыря. Монастырь находится поблизости от Переяславля, на противоположном берегу Днепра. Для строительства обоих, Большого и Малого, храмов монастыря использовалась плинфа, изготовленная из переяславльских глин. Плинфа Малого храма также имеет «расчесы» на верхней постелистой поверхности (Ёлшин Д.Д. Плинфа Переяславля Русского… С. 220–223).
- Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля… С. 194.
- Харламов В.А., Трофименко Г.В. Архитектура Переяславля Русского… С. 49. Эти же авторы датируют бесстолпный храм первой четвертью XII в., что маловероятно.
- Пескова А.А., Раппопорт П.А. Неизвестный памятник Волынского зодчества // Памятники культуры. Новые открытия. 1986 г. Л., 1987. С. 541–546. Продолжает бытовать, на наш взгляд, ошибочное мнение о том, что в середине XII в. на Волынь переходят именно переяславльские мастера: «об этом безусловно свидетельствует строительная техника, и особенно система формовки кирпичей» (Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. С. 20; см. также Раппопорт П.А. Мстиславов храм во Владимире-Волынском // Зограф. 1977. № 7. С. 22; Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля… С. 196–197). Исследования плинфы южнорусских земель позволяют утверждать, что в середине XII в. в Переяславле и на Волыни работали киевские мастера (Ёлшин Д.Д. Традиция «расчесов»… С. 92–99).
- Исключение составляет бесстолпный храм, предшествовавший постройке большой церкви в урочище «Старая кафедра» во Владимире-Волынском. Строительная техника этого памятника вообще не имеет аналогий среди древнерусских храмов (Раппопорт П.А. «Старая кафедра» в окрестностях Владимира-Волынского // Советская археология. 1977. № 4. С. 253–264).
- Каргер М.К. Древний Киев. Очерки истории материальной культуры древнерусского города. Т. 2: Памятники киевского зодчества X–XIII вв. М.-Л., 1961. С. 418–420.
- Виногродская Л.И., Петрашенко В.А. Зарубский монастырь и его окрестности в свете новых исследований // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLVI: Архитектура и археология Древней Руси. Материалы научной конференции к 100-летию со дня рождения М.К. Каргера. СПб., 2009. С. 103–104.
- Каргер М.К. «Летская божница» Владимира Мономаха // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1953. Вып. 49. С. 13–20.
- Ёлшин Д.Д. Плинфа Переяславля Русского. С. 213.
- На это справедливо указывает и О.М. Иоаннисян (Иоаннисян О.М. Зодчество древнего Переяславля… С. 178).
- См., например: Новосёлов Н.В. Плинфотворители в составе строительных коллективов Киева и Новгорода XII века (к вопросу о профессиональной организации строителей в домонгольской Руси) // Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. Архитектурно-археологический семинар. СПб., 2003. С. 59–65.
- Так, например, плинфа переяславльского типа рубежа XI–XII вв. встречена в небольшом количестве в переотложенных слоях при раскопках Десятинной церкви в Киеве (2005–2011 гг.). Судя по керамическому тесту, плинфа была именно привезена из Переяславля, а не сделана в Киеве переяславльскими плинфоделами.
- Малевская М.В., Раппопорт П.А. Церковь Михаила в Переяславле… С. 39.
- Что и привело, на наш взгляд, к «новому» выводу о «теснейшей связи» архитектуры Переяславля с большинством древнерусских земель (см. прим. 4).