Мельникова Екатерина Альбертовна
Калининградская художественная галерея
Женщина в жизни — женщина в искусстве
На период второй пол. XIX – нач. XX вв. пришелся поворотный момент в истории общества. В Америке, а затем и в Европе поднялась волна феминизма, которая захлестнула в том числе и Францию. Женщина, имевшая прежде подчиненный социальный статус и действовавшая лишь в ограниченном пространстве частной сферы, стала активно претендовать на участие в общественной жизни и равенство по отношению к мужчине. Феминистки стремились к тому, чтобы суждения женщины были услышаны и приняты всерьез. Целью женщин было вырваться из навязанного обществом замкнутого круга домашней жизни и обязанностей и занять достойное место в публичном пространстве. Изменения, произошедшие в образе и облике современной женщины, отразились в формах искусства.
В это время особое значение в творчестве многих художников приобрел жанр ню. Данный период характеризовался резким изменением женских образов в искусстве: менялось не только отношение к нагому телу, значение которого в нравственном отношении значительно повышалось, но и отношение к женщине, резко менявшей собственный образ и отношение к себе. На стыке этих двух процессов основных для второй половины XIX – начала XX вв. сформировалось искусство известных французских мастеров.
Само понятие женственности организовывалось вокруг двух образов: один спокойный, который вобрал в себя все домашние добродетели, образ целомудренной хозяйки дома и матери, другой — образ соблазнительницы, воплощением которого стали публичные женщины, по большей части женщины низкого социального статуса. Последний из них наиболее ярко отражал изменения, происходившие в обществе. Его разработкой занимались крупнейшие французские художники рубежа XIX–XX вв.: Эдгар Дега, Тулуз-Лотрек, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Феликс Валлотон, Пьер Боннар.