Григораш Алена Владимировна
Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
Научный руководитель: д-р иск., профессор В. Д. Дажина
Эрнст Людвиг Гессенский и образ любителя искусств в эпоху модерна
Тема доклада посвящена проблеме заказа и патронажа в контексте социологии искусства. В качестве примера выбрана деятельность Великого герцога Гессенского, вошедшего в историю не только как брат последней русской императрицы Александры Федоровны, но и как меценат, создавший в столице своих земель, немецком городе Дармштадте, Колонию художников, ставшую одним из центров модерна. Проблема стиля и власти на примере художественной жизни Германии второй половины XIX – начала ХХ века. С одной стороны, это театр в Байрейте для Рихарда Вагнера, как следствие личного преклонения перед художником Людвига II Баварского, с другой — это культурная политика историзма прусского кайзера Вильгельма II. Особенности патронажа Эрнста Людвига — сочетание личных пристрастий (англофильство, стремление быть прогрессивным) с политической выгодой — желание обогатить свои земли путем развития художественной промышленности, которая будет работать на исполнение продуктов дизайна художников из Колонии.
В то же время, в культуре рубежа веков появляется свой образ мецената и любителя искусств — в философских текстах Ф. Ницще, литературных произведениях Ж. Гюисманса. В изящных искусствах образ любителя искусств связан с идеей перевоспитания в «нового человека» «новым стилем» с помощью синтеза искусств в художественно оформленной пространственной среде. Распространение в модерне проектов «дома любителя искусств» — один из ярких примеров попытки реализации данной концепции. Дармштадская колония художников является одним из подобных примеров построения архитектурного ансамбля из домов любителей искусства.