Петрова Любава Дмитриевна
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Научный руководитель: канд. иск., профессор Р. Г. Григориев
Голландская изобразительная каллиграфия в контексте визуальной и письменной культуры XVII века
Данный доклад посвящен главным образом двум памятникам, альбомам с образцами каллиграфии «Spieghel der schrijfkonste…» Яна ван де Вельде (1568‒1623) и «T'magazin oft pac-huys der loffelycker pennconst…» Девида Роландса (1572–1617), созданным в начале XVII века в технике ксилографии. Однако, они будут интересовать нас не во всей своей полноте, не как руководства по искусству изящного письма или сборники примеров такового. На листах этих альбомов присутствует некое своеобразное явление — рисунки, составленные из каллиграфических фигур и элементов букв. Подобные изображения многократно встречаются в альбомах других авторов и отдельных листах созданных в Нидерландах и за их пределами,
Выбранные образцы каллиграфии представляют собой игру на границе двух видов знаков иконических и конвенциональных. Причем объекты одного рода составлены из объектов (или частей объектов) другого. Петля или завиток приобретают или не приобретают свое значение, как элемент рисунка или как буква, в зависимости от контекста. Данный эффект — приобретение значения элементом в зависимости от окружающих его объектов — был описан двумя представителями различных научных школ: М. Шапиро и Э. Гомбрихом. И если М. Шапиро просто указывал на этот эффект, говоря о роли зрителя в восприятии изображения, то Э. Гомбрих утверждал, что последнее в большей степени строится на достраивании неизвестных, но необходимых деталей, для создания целого. И когда изображение дает нам не один, а два или больше вариантов для создания правдоподобной картинки, рождаются обманки и иллюзии, одним из видов которых являются и эти каллиграфические листы. Причем в случае с изобразительной каллиграфией зритель выбирает не просто между вероятными иконическими знаками, а между двумя разными типами знаков. Так как важнейший отличительной чертой этих памятников является вышеописанная двойственность, доклад будет посвящен их анализу с двух различных точек зрения: как иконического и как конвенционального знаков.