Абраменко Наталья Михайловна
МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: д-р иск. профессор Э.С. Смирнова

Святые князья Борис и Глеб как заступники русского войска в произведениях XVI‒XVII веков


Почитание свв. князей Бориса и Глеба как святых воинов, помощников в битвах, восходящее ещё к домонгольской традиции, получает активное развитие в литературе и искусстве XIV‒XV вв. В эту эпоху, сначала в письменных источниках, а затем и в иконописи формируется образ свв. князей как помощников и заступников русского войска. Наглядной иллюстрацией этих идей является иконография Чуда от иконы Богоматери Знамение («Битва новгородцев с суздальцами»), в которой свв. Борис и Глеб принимают активное участие.
В период позднего средневековья XVI‒XVII вв. воинский аспект культа свв. князей вновь оказывается актуальным, приобретая дополнительные смысловые оттенки. В эпоху Ивана IV появляется целый комплекс изображений свв. Бориса и Глеба, участвующих в исторических сражениях русского воинства. Например, в миниатюрах Лицевого летописного свода встречаем изображения молитвы перед иконами свв. князей о помощи в сражении; в сценах битв они оказываются в центре событий; вместе со всем ангельским воинством являются на помощь русским полкам. Символический образ воинского заступничества свв. князей возникает в иконе «Благословенно воинство небесного царя» (ГТГ).
В XVII в. данная иконографическая традиция получает развитие в иконописи, например, в иконе «Александр Невский, с житием» (нач. XVII в., ГИМ, Покровский собор); иконе «Сергий Радонежский, с житием» и «Сказанием о Мамаевом побоище»» (нач. XVII в., нижнее поле — после 1684 г., Ярославский художественный музей).
Помимо участия свв. Бориса и Глеба в сражениях отдалённого славного прошлого, с которыми их связывает древняя литературная традиция (битвы Александра Невского и Дмитрия Донского), в XVII в. появляются сцены битв из недавней и современной истории. Речь идёт об изображении помощи свв. князей русскому войску во время «осадного сидения» в Азове 1641‒1642 гг., представленном в одном из клейм на створках со сценами жития св. Бориса и Глеба (1673 г., ГРМ).