Немыкина Елена Александровна
СПбГУ
Научный руководитель: С.В. Мальцева
Композиция «Предста Царица одесную Тебе» и проблема новгородско-балканских связей в живописи XIV столетия
Во второй половине XIV в. наступает пора расцвета новгородской монументальной живописи. Однако, несмотря на давнюю художественную традицию самого Новгорода, на живую восприимчивость его к новым веяниям времени, единой стилистической линии в живописи этого периода не сложилось. Во фресковых ансамблях появляется множество специфических особенностей, которые оказалось невозможно объяснить «византийским влиянием» и поставить в один ряд с памятниками магистральной линии развития византийского искусства. В этой связи внимание исследователей сосредоточилось на искусстве южных славян, тем более что на Балканах, как и на Руси, на протяжении длительного времени в живописи сосуществовали византийские (греческие) традиции и региональные (славянские) тенденции.
Одним из главных аргументов в пользу гипотезы об участии сербских мастеров в росписи фресковых ансамблей Новгорода, в частности церкви Спаса Преображения на Ковалеве (1380 г.), становится ранее неизвестная в древнерусском искусстве композиция «Предста Царица одесную Тебе». Появление данной иконографии традиционно связывают со сценой «Небесного двора», впервые встречающейся во фресковой живописи Македонии времени сербского правления (Трескавац, ок. 1340 г.). Однако, как выяснилось, вопросы об истоках, мастерах и обстоятельствах сложения композиции «Небесного двора» также, в свою очередь, оказываются в числе спорных и актуальных тем современной византинистики. Очевидно, что прояснение этих вопросов может иметь большое значение в контексте актуальной проблемы южнославянских влияний на монументальную живопись Новгорода второй половины XIV века.
В результате проведенного иконографического исследования нам не удалось обнаружить веских оснований для включения композиции «Небесный двор» в круг специфических тем, обусловленных региональной южнославянской традицией. Напротив, на основании сопоставлений с рядом близких сюжетов в росписях куполов кипрских храмов XII и XIV вв., фресковых изображений Месяцеслова в притворе того же Трескавца, которые демонстрируют тесную связь с искусством Салоник пер. четв. XIV в., мы пришли к выводу, что истоки иконографии композиции «Небесный двор», скорее всего, нужно связывать с греческой художественной средой.
Кроме того, полагаем, что «Небесный двор» мог быть не единственным источником для сложения иконографии типа новгородского варианта «Предста Царица одесную Тебе». Еще одна композиция, которая будет рассмотрена в связи с вопросом о происхождении новгородской иконографии — «Царский Деисус». Вопрос о соотношении «Царского Деисуса» и «Небесного двора» на сегодняшний момент не раскрыт со всей полнотой и ясностью. Новгородская «Предста Царица», с одной стороны, связана с обеими балканскими композициями по ряду иконографических признаков, а с другой, — имеет специфическую особенность, не позволяющую говорить о прямом заимствовании или копировании.
В свете иконографических сопоставлений с другими памятниками есть все основания полагать, что истоки композиции «Предста Царица», как и всей росписи Ковалевского храма, следует искать не только в живописи славянских Балкан, но и в столичных, и в провинциальных греческих мастерских.