Могилевская Екатерина Владимировна
СПбГУ
Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент Н. К Жижина
Акварельная пелика из раскопок А. Е. Люценко в некрополе Пантикапея
Вопросы датировки, атрибуции и семантики изображения
Сосуд, которому посвящено сообщение (инв. П.1873.181), входит в группу из семнадцати подобных ваз, хранящихся в коллекции Государственного Эрмитажа. В исследовательской литературе эту группу изделий античного художественного ремесла принято называть «акварельными пеликами». Это название появилось еще в археологических отчетах XIX в., и, хотя является неверным по существу (накладные краски, применявшиеся мастерами для росписи таких сосудов, изготавливались не на водной основе), используется по сей день. Все вазы, входящие в группу, были произведены в боспорских керамических мастерских. Рассматриваемая группа по цвету глины четко делится на две подгруппы — черноглиняные и красноглиняные сосуды. В зависимости от цвета глины, полученного в результате обжига, мастера-вазописцы применяли различные приемы нанесения росписи. Сохранность пелик хорошая, но на некоторых роспись сильно потерта.
Пелика, о которой идёт речь — красноглиняная с черным покрытием. Роспись лицевой стороны сохранилась довольно хорошо, она представляет собой погрудное изображение женщины анфас на черном фоне. Полосы орнамента помещены на горле и в нижней части тулова, под росписью. Определить, что было изображено на оборотной стороне, невозможно по причине очень плохой сохранности красочного слоя.
Сосуд был найден в 1873 г. при раскопках некрополя Пантикапея, проводившихся под руководством А. Е Люценко, в то время директора Керченского музея древностей. Пелика была обнаружена при остове в плитовой гробнице. Помимо сосуда, в погребении был найден медный позолоченный венок из миртовых листьев и ягод.
Ответы на поставленные в заглавии вопросы требуют применения искусствоведческого анализа, в том числе сопоставления интересующей нас пелики с остальными сосудами группы, и подробного рассмотрения археологического контекста находки, что играет немаловажную роль, как для датировки сосуда, так и для понимания семантики росписи. Исследование показывает, что акварельная пелика с изображением женщины анфас может быть датирована серединой III в. до н. э., а роспись сосуда (что явствует из археологического контекста, а также подтверждается аналогиями в других видах античного искусства и сравнением с остальными пеликами группы) имеет погребальное значение.