Кулиничева Екатерина Анатольевна
Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова
Научный руководитель: канд. иск., профессор Р. Р. Мусина
Деятельность художественных кружков Абрамцева и Талашкина глазами американской художественной критики (на примере журнала «Ремесленник» Г. Стикли)
Журнал «Ремесленник» (“The Craftsman”), основанный Г. Стикли с целью пропаганды идей Движения искусств и ремесел, а также знакомства с новейшими явлениями в мировом искусстве, с самого начала проявлял пристальный интерес к России в целом и деятельности художественных кружков Абрамцева и Талашкина в частности. «Западная Европа обратилась к России как к чистому источнику идей» (Sargent I. The racial art of the Russians. 1903) — утверждалось в одном из материалов журнала за октябрь 1903 г.
В отличие от более знакомого американцам искусства Англии, Франции или Японии, новые тенденции в искусстве России рассматривались в более общем ключе, с целью прежде всего представить читателям малоизвестный им материал. Так, статья «Талашкино: дом русского народного искусства» в общих чертах знакомит с основными особенностями этого центра и двумя знаковыми для него личностями ‒ княгиней М. К. Тенишевой и художником С. В. Малютиным. Автор, помимо прочего, видит в Талашкине центр демократических идей, с которыми очевидно ассоциировались у «Ремесленника» новые наиболее интересные веяния в российском искусстве и общественной жизни. Неслучайно лицом «новой России» тот же журнал в другой своей статье 1905 г. провозглашает писателя Максима Горького.
Особенно важным представляется тот факт, что деятельность Абрамцева и Талашкина рассматривалась американскими авторами в контексте общеевропейского движения по возрождению национальных ремесел и обращению к народной культуре. Отмечаются заслуги представителей этих центров в создании нового стиля в национальном искусстве и акцентируются их попытки не имитировать, а проникнуть в подлинную суть народного искусства.
Российское крестьянство интересовало издателей «Ремесленника» и само по себе. Так в статье «Российская крестьянская индустрия» (“A Russian Peasant Industry”) оно преподносится как живой носитель тех ценностей, которые для американского Движения искусств и ремесел составляли суть ключевого для их эстетики понятия «простая жизнь».