Анна Андреевна Фрезе
СПбГУ
Научный руководитель: канд. иск., доцент Вал. А. Булкин
Церковь Св. Михаила в Переяславле и византийская архитектура IX – начала XIII веков
Церковь Св. Михаила в Переяславле Южном датируется 1089 г. на основе указания в Лаврентьевской летописи о ее освящении переяславским митрополитом Ефремом.
Первые археологические исследования древнего храма были проведены экспедициями 1949, 1952‒54 гг. под руководством М. К. Каргера.
Переяславский храм имеет ряд важных архитектурных форм, чье сочетание является уникальным в древнерусской домонгольской архитектуре: четыре мощных квадратных подкупольных опоры; средние три нефа, отделенные от боковых стенками, сообщающиеся с последними только через тройные аркады на круглых / граненых столбах в своих центральных секциях; единственная апсида; уступчатая в плане форма восточной части; три притвора, расположенные напротив центральных прясел северного, южного и западного фасадов.
Перечисленные особенности, а также сведения о том, что митрополит Ефрем долгое время жил в одном из константинопольских монастырей, подтолкнули исследователей к утверждению о том, что переяславский храм был выстроен византийскими зодчими. Наиболее близким по составу архитектурных форм константинопольским памятником считалась Гюль Джами. В последнее время были получены новые археологические данные по ряду византийских храмов, поэтому сейчас необходимо заново рассмотреть особенности переяславской церкви в контексте византийской архитектурной традиции.
Представляется, что анализ архитектурных черт церкви Св. Михаила в Переяславле Южном может помочь в раскрытии логики развития не только византийской архитектуры в целом, но и пролить свет на важные тенденции в становлении собственно древнерусского зодчества. Этот памятник может стать одной из ключевых составляющих для решения двух важных проблем в истории византийской архитектуры: вопроса о распространенности и специфике пятинефных храмов и вопроса о становлении и реализации композиций с ярко выраженным вертикальным развитием завершающих частей. Поэтому требуется не только поиск аналогов в архитектуре Константинополя, но и сравнительные сопоставления с первыми древнерусскими храмами.