Морозова Екатерина Ивановна
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря
Научный руководитель: д-р иск., профессор Э.С. Смирнова
Три лицевые рукописи из Иосифо-Волоколамского монастыря
Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности давно привлекает внимание специалистов. Однако вопрос об иллюстрированных рукописях, вышедших из монастырского скриптория, до сих пор не ставился. Между тем, среди кодексов, написанных и оформленных в стенах обители, значительный интерес представляет рукопись Псалтири с восследованием, которая в настоящее время хранится в ГИМ (Епарх. 81).
Рукопись содержит запись с указанием даты её создания (1502 г.) и имени писца («священноинока Симеона»), на основании чего делается бесспорный вывод о её монастырском происхождении.
Псалтирь украшена единственной миниатюрой-заставкой (л. 1) с полуфигурным изображением царя Давида. Эта миниатюра заставляет вспомнить две другие – более известные в науке — рукописи с подобного типа иллюстрациями: Евангелие тетр (РНБ, Q.I.19) и Апостол из Волоколамского собрания РГБ (ф. 113, № 79). Миниатюры Евангелия и Апостола традиционно считаются произведениями «круга Дионисия» и, по мнению исследователей, происходят из одной мастерской.
О бытовании Четвероевангелия до того, как оно оказалось в собрании графа Ф. А. Толстого, ничего не известно. Апостол поступил в библиотеку Иосифо-Волоколамского монастыря в 1525 г. как вклад бывшего игумена Макарьевского Троицкого монастыря в Калязине, Иоасафа. Учитывая связь калязинского игумена с волоколамской обителью, можно предположить, что Иоасаф заказал рукопись в Иосифовом монастыре, а уходя на покой, туда же её и вложил.
Евангелие, Апостол и Псалтирь обладают кодикологическим и типологическим сходством, а их миниатюры, хотя и выполнены разными мастерами, бесспорно, принадлежат к одному направлению московского искусства рубежа XV–XVI вв. Кроме того, особый тип книжного декора — миниатюра, служащая одновременно заставкой, — не получивший широкого распространения в русском искусстве и воспроизводящий, очевидно, византийские образцы, позволяет с уверенностью отнести их к одной группе.