С.А. Кирьянова (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва)
Об иконе «Богоматерь Упование всех концев земли»
В Центральном музее древнерусского культуры и искусства имени Андрея Рублева хранится икона редкой иконографии, поступившая в 1988 г. через Всероссийское художественно-промышленное объединение им. Вучетича (КП 4394, инв. 2094-I)1. На ней представлено заключенное в овальный перевитый красной лентой венок погрудное изображение Богоматери в синем мафории с красным исподом в трехчетвертном повороте влево (Илл. 92). Взгляд ее опущен, руки сложены в молитвенном жесте, из-под мафория видны волосы. По углам иконы надпись: «упованiе // всехъ // концевъ // земли», а по обеим сторонам от нимба Богоматери: «д(е)ва мариамъ». Икона относится ко второй половине XIX в., она выполнена в технике темперной живописи тонкими и деликатными мазками, с мягкими переходами тонов на лике и более грубыми приемами на одеждах и венке.
Подобная икона не упоминается ни в месяцеслове, ни в своде чтимых богородичных икон, собранных Е.Н. Поселяниным [3]. Однако удалось установить, что икона с таким названием является местночтимой святыней Полтавской епархии. Прославилась она в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Местная традиция передает о возникновении образа следующее. В начале ХІХ в. в келье на колокольне Полтавского Крестовоздвиженского монастыря подвизался инок Даниил Московченко. Будучи иконописцем (и, по некоторым сведениям, возглавляя иконописную школу при монастыре), он в 1821 г. написал красками на стене по штукатурке изображение скорбящей Богоматери и сделал надпись: «Дева Мариамъ. Упование всехъ концевъ земли». Позже Даниил отправился в Киево-Печерскую лавру и там окончил жизнь под именем Ефрема. Написанная же им икона осталась неотделимой от стены. За десятилетия, что прошли, икону не единожды забеливали и даже заштукатуривали. Но побелка и штукатурка каждый раз осыпались, открывая изображение. В скором времени образ стал почитаться чудотворным. На колокольне освятили престол, возникла церковь. В 1923 г. Крестовоздвиженская обитель была закрыта. Колокольню, как и весь монастырь, разрушили, образ Богоматери был утрачен.
По официальным сведениям Полтавской епархии считается, что сохранился единственный список образа того времени — образ, бывший келейной иконой у священно- мученика Василия (Зеленцова), епископа Прилукского (ум. в 1930) [5]. Кем и при каких обстоятельствах она была сделана, неизвестно. Этот список особенно почитался благо- честивыми полтавчанами. Долгое время икону сохраняла некая Иулиания, позже образ находился в Свято-Макариевском кафедральном соборе. После возрождения в начале 1980-х гг. Крестовоздвиженского монастыря икона, по просьбе насельниц обители, была перенесена сначала в монастырский храм в честь Преподобного Серафима Саровского, а затем — в храм Св. Симеона Богоприимца, где почитается и по сей день.
Таким образом, представляется, что икона из Музея имени Андрея Рублева является редчайшим списком с чудотворной полтавской иконы. К сожалению, музеи города Полтавы на данный момент не могут ответить на вопрос о наличии в их фондах подобных икон, однако по публикациям и исследованиям они неизвестны.
Иконография этого образа относится к типу Богоматери без Младенца, восходящей к западноевропейским аналогам. Есть два варианта возможной трактовки ее иконографии. С одной стороны, рассматриваемый вариант очень близок к изображениям Скорбящей Богоматери или Mater Dolorosa, в частности, к образам Богоматери, созданным флорентийским художником Карло Дольчи (1616‒1686). Например, с полотном Mater Dolorosa (ок. 1655 г., Музей западного искусства, Токио) (Илл. 93). Здесь, помимо общей композиции (погрудное изображение, трехчетвертной поворот, опущенный взгляд, сложенные руки, синий цвет мафория), схожим является и то, что полуфигура Богоматери заключена в овал. С другой стороны, подобный вариант погрудных изображений Богоматери характерен и для западноевропейского типа изображений Девы Марии из Благовещения, сходство с которыми можно проследить также по работам Карло Дольчи. Гравюры по полотнам этого художника были широко распространены в XIX в. и, по всей видимости, проникли в юго-западные области Российской империи, поскольку рассматриваемая икона не единственный памятник, выполненный под влиянием работ этого мастера.
Приблизительно в тот же период на Брянщине и Стародубье почитались образы, схожие по иконографии с рассматриваемым здесь. Наиболее близка к нему икона, называемая «Богоматерь Картушинская». Этот образ прославился в 1885‒1886 гг. в городе Стародубе (ранее она находилась в селе Картушино Стародубского уезда Черниговской губернии) [1, с. 291]. К сожалению, сохранившиеся списки или имеют не очень хорошую сохранность, или подверглись значительным дописям в более позднее время (так, один из них в подписи назван «Утоли моя печали», что совершенно не соответствует иконографии). Тем не менее сходство изображений очевидно: погрудное изображение Богоматери в синем мафории, заключенное в овальное обрамление. Среди отличий можно отметить отсутствие венка, живописный, а не золоченый фон, более светлую живописную карнацию лика во втором образе.
Поясные и погрудные образы Богоматери без Младенца были распространены и по- читались в XIX в. К примеру, стоит вспомнить такие популярные образы, как «Богоматерь Радость Всех Радостей» («Умиление Серафимо-Дивеевская»), «Богоматерь Остробрамская», «Богоматерь Умягчение злых сердец» (Семистрельная). На рассматриваемой иконе, в отличие от этих двух образов, руки Богоматери сложены в особом жесте: они не скрещены перед грудью, не сложены в молитвенном жесте (ладонь к ладони), а вложены одна в другую с отставленными перекрещенными мизинцами. Такой жест не очень часто встречается и на иконах, и на живописных полотнах. Наиболее близкий жест, например, можно обнаружить на иконе «Богоматерь Ахтырская» конца XIX в. из частного собрания2. Отличительной деталью иконы из Музея имени Андрея Рублева является сочетание западноевропейской иконографии с традиционным для русских икон золотым фоном, что не встречается ни на иконе, почитаемой в Полтавском монастыре, ни на близких к ней по иконографии.
Интересно, что эпитет «Упование всех концев земли» является фразой из Псалтири и относится он не к Богоматери, а ко Христу: «Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли» (Пс. 64:6). Обычно символические названия богородичных икон, например «Всех скорбящих радость», «Гора Нерукосечная», «Умягчение злых сердец» и многие другие, заимствуются из богородичных эпитетов, молитв и акафистов. Перенесение на образ Богоматери выражения, относящегося к Христу, является уникальным. Однако случаи, когда икона Богородицы получает название по фразе, с Богородицей не связанной, изредка встречаются. Например, в Белогорском Воскресенском монастыре (Воронежская епархия) почиталась икона Богородицы «Мария благую часть избра» [2, c. 393], по преданию принесенная некоей странницей из Киева. Фраза, вынесенная в название иконы, относится вовсе не к Богородице, а взята из истории о Христе в доме Марфы и Марии и произносится о второй сестре, которая осталась слушать Спасителя, вместо того чтобы заниматься домашними делами. О ней Христос и говорит: «Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея» (Лк. 10:42)3.
Не менее уникальным представляется именование Богоматери «Дева Мариам». Именно так, по преданию, подписал образ автор первоисточника. В православной и — шире — христианской традиции не было распространено именование Богоматери изначальным вариантом ее имени — Мариам (однако такой вариант встречается в церковнославянском варианте переводов Евангелия от Луки и Евангелия от Матфея). Надписание «Дева Мариам» не встречается более в известных памятниках православного искусства. В связи с тем, что первоисточник был уничтожен, сложно судить о первоначальной надписи на оригинале, но, по всей видимости, она действительно звучала именно так, поскольку список должен был детально повторять первоисточник.
Небольшие размеры иконы (18 × 14 см) позволяют предположить, что такие образы создавались в качестве раздаточных паломнических икон при посещении монастыря, однако удивительно, что при наличии сведений о славе образа и о паломничестве к нему такие иконы не распространены широко.
Таким образом, икона из собрания Музея имени Андрея Рублева, по всей видимости, является редким списком с образа «Богоматерь Упование всех концев земли», почитавшейся в Полтавской губернии, аналогии которому в данный момент не известны. Интересен стиль образа, сочетающий в себе традиционную иконописную технику с приемами академической живописи. Образ имеет достаточно редкую иконографию, отличающуюся от других икон Богоматери, распространенных в русском церковном искусстве Нового времени, и указывает на влияние конкретных западноевропейских образцов, в частности картин Карло Дольчи, по всей вероятности, известных иконописцу по гравюрам.