Содержание материала


Сравнение театров
В эпоху эллинизма получает распространение строительство театров. Нет почти ни одного эллинистического города, где не было бы обнаружено остатков монументального каменного театра. В Малой Азии, как ни на одной другой территории, сохранилось большое количество театров. Самые известные малоазийские театры найдены в Приене, Эфесе, Пергаме, Перге, Аспендосе и Иерополе.
Большое архитектурное значение в греческом театре имел портик проскениума, который был постоянным фоном театрального действия и завершал разомкнутую полукруглую композицию амфитеатра. В театрах Греции применялась та же ордерная система, что и в храмовой архитектуре, приспособленная к меньшим размерам. В Малой Азии проскений оформлялся в соответствии с четко продуманной системой. Скена театра часто прорезалась декоративно оформленными входами, отделявшими игровой проскениум от внутренней части сценического помещения. По сравнению с театрами Греции, малоазийские театры оформлялись более разнообразно: широко использовались ниши, сандрики, фронтоны, скульптура. С приходом в Малую Азию римлян, многие театры были перестроены в соответствии с принципами римской архитектуры. Так, в одном из наиболее хорошо сохранившихся древних театров Малой Азии, в Аспендосе, построенном во II в. н. э., использовалось большое количество арок.
 Следует заметить, что в восточных римских провинциях возводились театры наподобие эллинистических театров Малой Азии. В Сирии известно свыше двадцати театров, причем в некоторых городах их было по два, например в Антиохии и близлежащих городах — Дафнэ, Герасе и Апамее. В зависимости от рельефа местности театры в провинциях Востока имели разный характер построения. Один из лучших по сохранности на территории Сирии — театр в Босре, построенный в начале II в. н. э. Его театрон в 100 м диаметром покоился на аркадах. Круто поднимающиеся вверх тридцать пять рядов из прекрасно тесаного базальта расположены в три яруса. Кавею театрона венчает колонный портик дорического ордера. Это своеобразное фойе, откуда открывается широкий вид на город. Пятнадцать тысяч зрителей могли быстро заполнить места по девяти лестницам [9, с. 51].
При сравнении театров в Аспендосе и Босре можно сделать вывод о том, что традиция усложнения форм, присущая культовым постройкам восточных римских провинций, как, например, в Малом храме Баальбека, прослеживается и в зрелищных сооружениях. В театре Аспендоса, как и во многих малоазийских театрах, стена проскения оформляется колонными портиками. В оформлении проскения в театре в Босре используется колон- нада коринфского ордера, поддерживающая высокий антаблемент более сложной формы, — характерная особенность архитектуры восточных провинций, где частям ордера часто придают круглящиеся формы.
Подобные постройки сохранились и в римской провинции Иудея, где в античном городе Скифополь (современный Бейт-Шеан на территории Израиля) сохранился театр II в. н. э. Театр вмещал около семи тысяч зрителей. Первые 14 рядов, выполненные из мрамора, сохранились хорошо, остальные ступени из базальта — частично. Над верхним рядом сидений в стене выполнены прямоугольные отверстия для улучшения акустики. В театре было десять входов: восемь сверху и два сбоку. Входы оформлены арками. Со- хранился фрагмент стены с разноцветной мраморной колоннадой коринфского ордера, которая повторяет выступы, образуемые подием и антаблементом. Таким образом, и в театре провинции Иудея применение ордера выступает скорее как декоративный прием, нежели как система несущих конструкций.
Итак, рассмотренные малоазийские театры отличаются как по структуре самого здания, так и по декоративному оформлению проскения, арок, применению рельефов, скульптур. Пышность форм, разнообразие орнаментов, плавность линий, усложнение поверхностей — вот отличительные особенности театров в городах Малой Азии. Эта традиция позже перешла в другие восточные провинции римлян, смешалась с местной культурой и приобрела еще более сложную форму: в восточных провинциях начинают применяться всевозможные криволинейные формы антаблементов, оснований, колоннад.