Содержание материала


Ссылки.

  1.   Основное издание, по которому отчасти можно ознакомиться с убранством столичных церковных интерьеров (большая их часть не сохранилась): Религиозный Петербург. Государственный Русский музей. СПб., 2004.
  2.   Процессы, подобные тем, что происходили в монументальной живописи, можно обнаружить и в других видах провинциального искусства, например, в декоративно-прикладном, в частности, в мебели, о чём писал О.С. Семёнов: «Характерной особенностью мебели, вышедшей из мелких кустарных и усадебных мастерских, являлось чрезвычайное разнообразие форм. Мастера… никогда не повторяли одну и ту же форму – будь то произведение целиком или отдельная его деталь. Они попросту не были знакомы с такими понятиями как «унификация», и не видели в ней «резона». Их опыт произрастал на почве народного искусства, эстетика которого обусловливала индивидуальность каждого рукотворного предмета, возводимого тем самым в ранг произведения искусства. Найти два одинаковых стула, стола или дивана, сработанных крепостным или кустарём, почти невозможно» (Семенов О.С. Русская мебель позднего классицизма. М., 2003, С. 90, 94).
  3.   Практически все приводимые в статье памятники неизвестны и впервые стали объектом специального рассмотрения. Исключение составляет храм в Салтыково, которому посвящена статья: Смирнов Г.К., Павлова А.Л. Церковь Рождества Богородицы в селе Салтыково // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII–XX вв. Государственный институт искусствознания. Вып. 8. / Отв. ред. Е.Г. Щёболева. М., 2010. С. 484–500.
  4.   Подробнее о росписях северо-восточного региона Тверской области см.: Павлова А.Л. Неизвестные страницы русской монументальной живописи первой половины XIX века // Русское искусство. 2012. № 1. С. 26–35; Она же. Церковные росписи первой половины XIX в. в северо-восточной части Тверской области по образцам западноевропейских гравюр XVII–XVIII веков // X Филевские чтения. Тезисы конференции. М., 2010. С. 48-50; Она же. Академизм в русской глубинке. Церковные росписи XIX века в Тверской губернии // Собрание. 2006. № 1. С. 8–13.
  5.   Исаева Н.Н. Церковные стенописи Т.А. Медведева и мастеров его круга // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII–XX вв… С. 409–438.
  6.   См.:  Weigel, C(hristophor). Biblia Ectipa: Bildnusser aus Heilige Schrifft Alt und Neuen Testaments. Augsburg, 1695.
  7.   Так на русской почве воплотились западноевропейские барочные идеалы XVII в., о которых писал А.К. Якимович: «Абстрактно-аллегорический сюжет предоставляет барочному живописцу такие преимущества, которые ценны именно для барокко и которых нет у конкретных сюжетов…Таким преимуществом является прежде всего значительная свобода смысловых сочетаний и, следовательно, свобода композиционных схем, крайне важная для барочной фрески…Аллегория…позволяет решительно опровергнуть привычные нормы перспективы и тектоники, переиначить «нормальные» смысловые связи. Аллегория…помогает ломать классические нормы равновесия и соразмерности и предлагает вместо них парадоксальные соотношения и эффекты – зрительно устранять перекрытия и открывать небо… Общая концепция памятника (фреска Пьетро да Кортона (1629–1639) плафона Большого зала палаццо Барберини в Риме) не нейтральна по отношению к человеку. Она направлена на активное воздействие, на подчинение людей, но не для тихого благоговения, а для действия, героического самопожертвования…». Якимович А.К. Бернини и Борромини: становление двух типов художественного сознания барокко // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. С. 123–124. 
  8.   И.Е. Репин в своих знаменитых воспоминаниях «Далёкое близкое» описывает эпизод своей работы в церкви как раз в начале 1860-х. В нём говорится, что весьма смелые с точки зрения молодого Репина световые и композиционные эффекты в его работах были с энтузиазмом восприняты священником и прихожанами: «И представьте, даже придирчивому батюшке не показалось это шарлатанством молодого живописца: всем нравились мои смелые образа». Репин И.Е. Далекое близкое / Редакция и вступительная статья К. Чуковского. М., 1964. С.118
  9.   Традиция «наивного» церковного искусства широко представлена в монументальной живописи Калужской области. Об этом см.: Павлова А.Л. Монументальная живопись конца XVIII - начала XX вв. в Калужской области (по материалам экспедиций 2004 – 2007 гг)) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII–XX вв... С. 538-566.