Содержание материала


Ссылки.

  1.   Evans A.J. Antiquarian Researches in Illyrium // Society of Antiquaries of London. Archaeologia or miscellaneous tracts relating to antiquity. 1885. Vol. 49. P. 96–97. Об авторе и его деятельности на Балканах см.: Brown A.C. Before Knossos: Arthur Evans travels in the Balkans and Crete. Oxford, 1993.
  2.   Кондаков Н.П. Македония. Археологическое путешествие. СПб., 1909. С. 176.
  3.   Снѣгаровъ И. История на Охридската архиепископия. Т. 1. Место издания? 1924. С. 87.
  4.   Иванов Й. Български старини из Македониjа. Софиjа, 1931. С. 116–117.
  5.   Острогорский Г.А. Возвышение рода Ангелов // Юбилейный сбоник Русского Археологического Общества в королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 5–9.
  6.   Спировски С. Конзерваторските работи на живописот во црквата свети Пантелеjмон, село Нерези-Скопско // Културно наследство. 1961. № 2. С. 108.
  7.   Милюков П.Н. Христианские древности Западной Македонии // Известия Русского археологического института в Константинополе. 1899. 4/1. С. 137.
  8.   Он сообщает лишь о «грубой деревенской мазне» 1885 года (Кондаков Н.П. Македония… С. 174).
  9.   Окуњев Н. Стари српски живопис и његови споменици у ближоj околини Скопља // Црква и живот. II. № 1–2. Скопље, 1923. С. 38–39; Он же. Манастир у селу Нерези // Jужни преглед. II. № 2. Скопље, 1927. С. 50–52; Okuneff N. La découverte des anciennes fresques du monastère de Nérèz // Slavia. VI. № 2–3. Prague, 1927. P. 603–604; Id. Les peintures de l’église de Nérèzi et leur date // Actes du IIIe Congrès international d’études byzantines. Athènes, 1932. P. 247–248.
  10.   Okuneff N. La découverte... P. 604.
  11.   Напр., Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков (1884–1925). М., 1925 [=Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 18]; Velmans T. La peinture murale Byzantine à la fin du moyen âge. Thèse de doctorat… Lille, 1983. P. 14–15 (здесь отмечена неудовлетворенность, высказанная Ш. Дилем в 1917 г. в связи с недостатком внимания к стилю в исследовании по Евангельской иконографии Г. Милле, 1916).
  12.   Не установленными в этот период оставались, главным образом, личности святых. У Р. Хаманн-Мак Леана и Х. Халленслебена названы уже Свв. Антоний Великий, Феофан Начертанный и Артемий на южной, северной и западной стенах соответственно, а также епископы Елевферий и Антипа в жертвеннике, Свв. Косма и Дамиан в диаконнике, Трифон в северо-западном компартименте (Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien vom 11 bis zum früchen 14 Jahrhundert. Giessen, 1963. Plan 6–7). В 1971 г. Д. Мурики идентифицировала Св. Феодора Студита – центральную фигуру в ряду преподобных на северной стене и соседнюю с Феофаном Начертанным (Mouriki D. The Portraits of Theodore Studites in Byzantine Art // Jahrbuch der Österreichische Byzantinistik. 1971. Bd. 20. S. 261–262). Остальные святые этого ряда – Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Иосиф Сицилийский – и все они вместе, включая Феодора с Феофаном, как особая группа гимнографов были определены Г. Бабич (Babić G. Les moines-poètes dans l’église de la Mère de Dieu à Studenica // Студеница и византиjска уметност око 1200 године. Међународни научни скуп поводом 800 година манастира Студенице и стогодишнице САНУ, септембар 1986 / Ред. В. Кораћ. Београд, 1988. P. 205–216). С. Томекович выяснила личности Свв. Георгия, Дмитрия, Прокопия и Феодоров Стратилата и Тирона в западном рукаве креста (Tomeković S. Les repercussions du choix du saint patron sur le programme iconographique des églises du 12e siècle en Macédoine et dans Péloponnèse // Zograf. 1981. № 12. P. 28). Д. Барджиева-Трайковска выявила образы Свв. Ипатия Гангрского и Ахиллия в жертвеннике, а также Свв. Александра, Маманта и Власия в северо-западной капелле (Барџиева-Трајковска Д. За тематската програма на живописот во Нерези // Културно наследство. 1995–1996. Т. 22–23. С. 7–37). И. Синкевич показала, что крайний с запада воин на южной стене является не Св. Меркурием, как думала С. Томекович, а Св. Нестором. Той же исследовательницей были названы имена Свв. Павла Фивейского, Евфимия Великого и Арсения в южном рукаве креста, определена группа пяти Севастийских мучеников и трех мучеников 11 ноября в северо-западном компартименте (Sinkević I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi. Architecture, Programme, Patronage. Wiesbaden, 2000. P. 59–61, 71–72).
  13.   Okuneff N. La découverte… P. 605, 607–608.
  14.   Millet G. L’art des Balkans et l’Italie au XIIIe siècle // Atti del V Congresso internazionale di studi Bizantini. 1936. Roma, 1940. P. 273–277.
  15.   Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1949. P. 375–435.
  16.   Бабић Г. Христолошке распре у XII веку и поjава нових сцена у апсидалном декору византиjских цркава // Зборник за ликовне уметности. 1966. Т. 2. С. 1–32 [=Babić G. Les discussions christologiques et le décor des églises Byzantines au XII siècle. Les évêques officiant devant l’Hetoimasie et devant l’Amnos // Frümittelalterliche Studien. 1968. Bd. 2. S. 368–386].
  17.   Вслед за Ф.И. Успенским (Успенский Ф.И. Богословское и философское движение в Византии XI и XII вв. // Журнал министерства народного просвещения. Шестое десятилетие. Часть CCLXXVII. 1891. Сентябрь. С. 102–160; Октябрь. С. 283–324), Г. Бабич причисляет этих диаконов к тому навправлению мысли, ранним представителем которого являлся в XI в. Иоанн Итал. Критические замечания в адрес трактовки Ф.И. Успенским всех случаев анафематствования в XI–XII вв. в терминах борьбы аристотеликов (православных) с платониками (еретиками) и как параллель к западноевропейской схоластике см. в статье: Диакон Павел Ермилов. История константинопольских соборов 1156–1157 гг. в изложении Д.М. Судницына (1896, МДА) // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2010. 3 (31). С. 97–121.
  18.   Миљковић-Пепек П. Прилози проучавању цркве манастира Нереза // Зборник за ликовне уметности. 1974. Т. 10. С. 313–322.
  19.   Его письмо приведено в: Миљковић-Пепек П. Црквата св. Константин од село Свеќани // Симпозиум 1100-годишница од смртта Кирилл Солунски. Т. 1. Скопје, 1970. С. 158–159.
  20.   Миљковић-Пепек П. Црквата… С. 157–159.
  21.   Gerstel Sh.E.Y. Apostolic embraces in Communion scenes of Byzantine Macedonia // Cahiers archéologiques. 1996. Vol. 44. P. 141–148.
  22.  Так же как версия П. Мильковича-Пепека о роли национального вопроса, предположение Ш. Герстель об отзвуках антилатинской полемики в «Целовании» Нерези и трактовка его как происходящего после причащения представляются маловероятными. Подробнее см. Овчарова О.В. Образ апостольского целования в программе церкви св. Пантелеимона в Нерези (Македония) // Искусство христианского мира. 2005. Т. 9. С. 59–64.
  23.   Walter Chr. Art and Ritual of the Byzantine Church. London, 1982. P. 198–212, особенно 201–202, 204, 207–208.
  24.   Подобедова О.И. Изучение русской средневековой монументальной живописи // Древнерусское искусство. М., 1980. С. 20–22; Лифшиц Л.И. «Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры владимиро-суздальской Руси // Древнерусское искусство. М., 1988. С. 216–217; Саминский А.Л. Мастерская грузинской и греческой книги в Константинополе XII – начала XIII века // Музей. 1989. Т. 10. С. 195, 202; Этингоф О.Е. «Чин с Еммануилом и двумя архангелами» из Государственной Третьяковской галереи. К иконографии Деисуса // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. М., 1997. С. 175, 180; Сарабьянов В.Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 268–312; Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах). Новгород, 1999. С. 23–38; Пивоварова Н.В. Фрески цепкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. Спб., 2002. С. 34–50.
  25.   Иеромонах Павел Черемухин. Константинопольский собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский //  Богословские труды. 1960. Т. 1. С. 87–109 [=Епископ Николай Мефонский и византийское богословие. Сборник исследований / Ред. П.В. Ермилов, А.Р. Фокин. М., 2007. С. 144–189].
  26.   Там же. С. 161, 178. Также см. Иеромонах Павел Черемухин. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии (Епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) //  Богословские труды. 1964. Т. 3. С. 145–185 [= Епископ Николай Мефонский… С. 190–271]. По мнению П. Ермилова, «смещение акцентов в изложении богословской стороны спора на учение о спасении, сделанное Черемухиным, только удаляет от реальных вопросов, обсуждавшихся в ходе спора» (Ермилов П. Несколько замечаний по поводу статей иеромонаха Павла Черемухина // Епископ Николай Мефонский… С. 273).
  27.   Свою трактовку А.М. Лидов предложил в ходе обсуждения доклада О.Е. Этингоф (Этингоф О.Е. Византийская иконография «оплакивания» и античный миф о плодородии как спасении // Материалы науч. конф. «Випперовские чтения – 1985. Жизнь мифа в античности». М., 1988. Т. 1. Доклады и сообщения. С. 256–265. Т. 2. Дискуссия. С. 367–368). См. еще Lidov A. The Mural Paintings of Akhtala. Moscow, 1991. P. 48; Овчарова О.В. Особенности композиции «Оплакивание» в церкви св. Пантелеимона в Нерези // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. IV. Материалы науч. конф. 2000. М., 2001. С. 155–161, особенно 156–157; Kalavrezou I. Exchanging embrace. The body of salvation // Images of the Mother of God. Perceptions of the Theotokos in Byzantium / Ed. by M. Vassilaki. Aldershot, 2004. P. 107.
  28.   Этингоф О.Е. Византийская иконография… Цит. по: Она же. Античные образцы в византийском искусстве конца XI–XII в. (Богоматерь «Ласкающая» и Оплакивание) // Она же. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000. С. 115.
  29.   Главным связующим звеном признается мотив произрастания как спасения. Более конкретную изобразительную связь устанавливают мотивы «плодоносной женской утробы» и поцелуя, объятий. Первый прослеживается вплоть до неолитических женских фигурок, однако нерезским художником заимствуется предположительно из образа Афродиты с Эротом. Из того же источника происходит мотив объятий и поцелуя. Вывод: «Оплакивание» Нерези – это «произведение изощренного ученого искусства, оно представляет собой некое изобразительное истолкование, аналогичное литературной экзегезе, переосмысляющее взятый за основу античный прототип путем многоступенчатых уподоблений» (Этингоф О.Е. Византийская иконография… С. 262)
  30.   По сведениям А.М. Лидова, отвергнутая соборами теория «двоякого примирения» была популярна в латинском богословии XII в. Предполагается, т.о., что в Нерези мы имеем дело с реакцией не только на внутренние византийские, но и на внешние западные вызовы. В свое время П. Черемухин приписал латинское происхождение учению о принесении Жертвы только Отцу. Опровержение этой трактовки см. в: Ермилов П. Несколько замечаний… С. 275–281.
  31.   Царевская Т.Ю. Фрески… С. 27, со ссылкой на доклад А.Л. Саминского «Содержание иллюстраций Никомедийского евангелия» (Лазаревские чтения, МГУ, 1992)
  32.   Sinkević I. The Church… P. 42.
  33.   Ibid. P. 40.
  34.   Ibid. P. 61–65.
  35.   Ibid. P. 32, 38.
  36.   Ibid. P. 33–35.
  37.   Ibid. P. 72–73.
  38.   Севастократор Исаак Комнин, например, для сельской округи построил церковь вне стен своей обители Богоматери Космосотиры в Феррах (ок. 1152) и предполагал, что посещения монастырского храма крестьянами будут редкими (Byzantine monastic foundation documents / Ed. J.Ph. Thomas, A. Constantinides Hero [Dumbarton Oaks Studies, 35]. Vol. 2. Washington, 2000. P. 843 [104]).
  39.   Овчарова О.В. Образ... С. 61.
  40.   Tomeković S. Les repercussions…
  41.   К перечисленным у И. Синкевич Свв. Косме, Дамиану, Киру, Иоанну и Сампсону Странноприимцу следует добавить св. Ермолая на южной стене диаконника, который фигурирует в ее монографии как неизвестный святой (Sinkević I. The Church… P. 46).
  42.   Ibid. P. 72.
  43.   Ibid. P. 73.
  44.   Барџиева-Трајковска Д. За тематската програма…
  45.   Sinkević I. The Church… P. 46.
  46.   Ead. Western chapels in Middle Byzantine churches: Meaning and significance // Старинар. 52. 2002. С. 85. Прим. 16.
  47.   Bardžieva-Trajkovska D. New Elements of the painted program in the narthex at Nerezi // Зограф. 2002–2003. № 29. P. 35–46.
  48.   Hamann-Mac Lean R. Grundlegung zu einer Geschichte der mittelalterlichen Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Giessen, 1976. S. 268–274.
  49.   Patterson Ševčenko N. The Five Hymnographers at Nerezi // Χρυσαῖ Πύλαι.Златаiа врата. Essays presented to Ihor Ševčenko on his eightieth birthday by his collegues and students / Ed. P. Schreiner, O. Strakhov. 2 [= Palaeoslavica. 10/2]. Cambridge Ma., 2002. P. 55–68.
  50.   Ссылки на конкретные названия см. в статье: Овчарова О.В. Изобразительное искусство и монастырское богослужение в Византии середины XI – начала XIII веков // Искусство христианского мира. 2004. Т. 8. С. 26–46, особенно примеч. 3; Она же. Образы монахов и гимнографов во фресках церкви св. Пантелеимона в Нерези (1164) // Византийский временник. 2004. Т. 63. С. 232–241; к этому следует добавить новое издание Евергетидского синаксаря: The Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis / Text and translation by R.H. Jordan. Belfast, 2000–2007.
  51.   См. прим. 50.