Содержание материала


Ссылки.

  1.  Аль-Андалус – арабское название завоеванных мусульманами в начале VIII в. территорий Иберийского полуострова.
  2.   Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении термина, который мог бы применяться для обозначения художественной традиции, сложившейся в мусульманской Испании. Испанские исследователи (Pavon Maldonado B., Torres Balbas L., Borras Gualis M.) склонны использовать определение «испано-мусульманский», в отличие от широко распространенных в научной литературе других европейских стран, в том числе и России, определений «испано-мавританский» и «мавританский». Немецкая исследовательница Марианна Барруканд пришла к выводу о том, что ни одно из встречающихся определений (испано-магрибинский, иберо-исламскийи пр.) не отражает всей сути искусства, развивавшегося на территории мусульманской Испании, поэтому для простоты выбирает определение «андалусский», в большей степени, являющееся географическим термином (Barrucand M. Moorish architecture in Andalusia. Cologne, 1992, P. 18).
  3.  Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба. Средние века и Новое время. М., 1988; Каптерева Т.П. Испания. История искусства. М., 2003; Уотт М., Какия П. Мусульманская Испания. М., 1976.
  4.  Магриб (араб. – место заката, запад) –в арабской средневековой классической географии мусульманские территории к западу от Египта. Некоторые арабские средневековые историки (Ибн Хаукаль) присоединяли к Магрибу Южную Испанию.
  5.  Torres Balbas L. Arte Hispano-musulman hasta la caida califato de Cordoba // Historia de Espana. Vol. 5. Madrid, 1957.P. 333–789; Pavon Maldonado B. Tratado de architectura Hispanomusulmana. Vol 3. Palacios. Madrid, 1990; Al-Andalus. The Art of Islamic Spain. New-York, 1992.
  6.  Pavon Maldonado B. El arte hispano-musulman en su decoracion geometrica.Madrid, 1975; 1989; Id. El arte hispano-musulman en su decoracion floral. Madrid, 1981; 1990.
  7.  Мудехар – в искусстве Испании XII–XIV вв. стиль или направление, в котором тесно слиты основы мавританского искусства с романскими, готическими, а позднее и ренессансными мотивами и элементами.
  8.  Barrucand M. Moorish architecture in Andalusia. Cologne, 1992; Ewert C. Elementos decorativos en los tableros parietales del Salon Rico de Madinat al-Zahra // Cuadernos de Madinat al-Zahra. 1987. Vol. 1. P. 27–60; Id. Tradiciones Omeyas en la arquitectura palatina de la epoca de los taifas. La Aljaferia de Zaragoza // Actas de XXIII Congreso Internacional de Historia del Arte. Granada, 1973. P. 62–76.
  9.   Кордовский халифат – мусульманское государство в Испании со столицей в Кордове (929–1031).
  10.   Город-резиденция Мадинат аз-Захра расположился в 8 км от Кордовы натеррасах горного склона и занял площадь ок. 120 га, из которых в настоящее время в результате археологических работ открыта лишь десятая часть, принадлежащая дворцово-административному комплексу столицы.
  11.  Вестготы– германское племя, завоевавшее во второй половине V в. большую часть Испании, которая стала основной территорией королевства Вестготов (столицей с середины VI в. был г. Толедо) вплоть до его завоевания мусульманами в 711–718 гг.
  12.   Базилика Сан Хуан Баутиста рядом с Паленсией (661 г.); базилика Сан Педро де лаНаве около Саморы (ок. 680 г.); фрагмент алтарного рельефа из Саламанки VII в. (Museo Archeologico Nacional, Madrid), двойное окно из Мериды второй половины VI в. (Museo Nacional de Arte Romano de Merida).
  13.  Алфис (исп.) – квадратная или прямоугольная кирпичная или каменная рама, обрамляющая нишу михраба, портал, оконные или дверные проемы на всю высоту или только в их верхней части.
  14.  Triano A.V. Madinat al-Zahra: Transformation of the Califal City // Revisiting al-Andalus. Leiden-Boston, 2007.P. 3–27.
  15.  Аббасиды – династия арабских халифов (750–1258), владения которых до X в. охватывали территории Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки. Столицей халифата Аббасидов был Багдад.
  16.   Замки Омейядов: Мшатта (724–743) в Иордании, Каср аль-Хайр аль-Гарби (724–727) в Сирии.
  17.  Al-Andalus… P. 247; Papadopulo A. Islam and Muslim Art. New-York, 1979. P. 296.
  18.  Михраб – в культовых зданиях ислама священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене киблы, к которой молящийся должен быть обращен лицом.
  19.  Hugh K. Muslim Spain and Portugal: a political history of Al-Andalus. New-York, 1996.P. 96.
  20.   Около 4000 мраморных колонн было вывезено из Карфагена и Сфакса и установлено в Мадинат аз-Захре. (Barrucand M. Moorish architecture... P. 62.).140 колонн было подарено Константинопольским двором Абд ар-Рахману III для строительства Мадинат аз-Захры (Papadopulo A. Islamand Muslim Art… P. 296). В Мадинат аз-Захру также были привезены мраморные бассейны из Византии (Barrucand M. Moorish architecture… P. 62).
  21.  Начало обмену посольствами между Византией и мусульманской Испанией было положено еще в IX в. византийским императором Феофилом (829–842) и продолжено в X в., когда Абд ар-Рахман III в 949 г. принимал в Мадинат аз-Захре византийских послов (церемония этого грандиозного по размаху приема описана в книге Barrucand M. Moorish architecture… P. 66).
  22.   В архитектуре Аббасидского халифата мы встречаем один из ранних примеров использования многолопастной арки – дворец Угайдир в Ираке, VIII в.
  23.  Максура (араб. – отгороженная), в средневековой культовой архитектуре ислама деревянный решетчатый барьер или огороженный участок рядом или вокруг минбара в интерьере Большой мечети, предназначенный для главы мусульманской общины или представителя власти.
  24.  Куфи – общее название группы ранних арабских почерков, которые отличаются прямолинейными и угловатыми начертаниями букв и их соединений.
  25.   Севилья была второй после Марракеша официальной столицей Альмохадов. Сейчас остатки этой альмохадской постройки входят в состав Королевского Алькасара.
  26.  Насриды – династия, правившая с 1230 по 1492 г. Гранадским эмиратом, последним сохранявшимся оплотом мусульманской власти на Иберийском полуострове.
  27.  Альгамбра (от араб. аль-Хамра) – красная. Ансамбль Альгамбры ведет свое начало от старой крепости, существовавшей на холме аль-Сабика в Гранаде еще в XI в. Насриды постепенно создают обширный комплекс, на территории которого располагаются дворцовые постройки, жилые дома, бани, сады, склады, мечеть и кладбище, обнесенные крепостными стенами с 23 башнями и 4 воротами.
  28.  Зиллидж (от араб. – глазурованная керамика, кафель). В архитектурном декоре Северной Африки, Испании, Португалии, затем Латинской Америки название фаянсовых расписных или наборных облицовок. В самой Испании более распространен термин azulejo.
  29.  Медресе (араб. – место учения) – в средневековой мусульманской архитектуре здание с функциями религиозной школы, теологического института или университета.
  30.  Мукарны (араб. мукарнас – украшенный лепным карнизом) – в арабской архитектуре название ячеистых куполов, сводов, карнизов; то же, что сталактиты.
  31.  Насх (араб. – переписка) – в арабской каллиграфии один из видов курсивного письма.
  32.  Каптерева Т.П. Античное искусство Испании и Португалии. М., 1997. С. 188.