Нестерова Ольга Юрьевна
Санкт-Петербургский институт экономики и управления
Проблема изобразительного повествования в средневековом искусстве с точки зрения теории нарратива
С точки зрения традиционной теории искусства, повествовательность есть форма выражения некоего содержания («истории», «сюжета»). Рассмотрев повествовательное изображение сквозь призму теории нарратива, мы обнаруживаем возможность более глубоких дефиниций.
Повествование и «история». Если в «истории» вычленить фабулу и сюжет, то, в отличие от художественного текста, зрителю дана именно «фабула» как система соотношений персонажей, по поверхности которой прочерчена траектория dispositio (причинно–следственных связей), что предоставляет ему (зрителю) большую «свободу действий» (прочтения) и трактовки. Такое соотношение позволяет примирить оппозицию «показа» и «рассказа», неизбежно существующую по отношению к произведению изобразительного искусства.
Повествование и время. Разделение на время изображенное и время повествования (а в изобразительном искусстве — время «прочитывания» композиции, «путь глаза») эксплицирует тот факт, что время может быть выражено в изобразительном искусстве только через пространство, воспринимается в его категориях, что неизбежно влечет за собой вопрос о способах продвижения по этому пути. Здесь нарратология пересекается с классической классификацией типов повествования Ф. Викхоффа и работами Д. Фрея, который занимался проблемой передачи движения в картине.
Повествование и наррация. Категория «наррации» может показаться чуждой произведениям визуального искусства, но повествовательное изображение всегда опосредовано (хотя бы генетически) наличием визионера=рассказчика. По его фигуративному отсутствию/присутствию в изобразительном ряду произведения можно различать «прямое» и «непрямое» изобразительное повествование.
Таким образом, увидев в традиционном понимании композиции (соотношения формальных элементов) принцип динамической актуализации семантически нагруженных элементов, связанных причинно–следственными отношениями, мы можем повторить вслед за Ж. Женнетом: «речь идет не о том, являются ли данные изображения повествовательными актами, но скорее о том, является ли их описание в качестве таковых эффективным и рентабельным».