Татарченко Светлана Николаевна
Государственный институт искусствознания
Научный руководитель: д-р иск., профессор О.С. Попова

Иконографическая программа и стиль росписи Богородичной церкви в Кинцвиси (Грузия)


Доклад посвящен памятнику грузинской монументальной живописи —  Богородичной церкви в Кинцвиси. От храма сохранилась только алтарная апсида, вся западная половина обрушилась и в настоящий момент закрыта деревянным навесом.
В традиционную систему росписи алтарной апсиды, включающую образ Богоматери в конхе, «Причащение апостолов» и «Службу святых отцов», «вклиниваются» необычные сюжеты, интерпретации которых была посвящена статья Т. Вельманс, дважды публиковавшаяся в 1978 г. и 2003 г. (с некоторыми уточнениями автора). Как ни странно, это единственная работа, посвященная этой церкви. В отличие от находящегося на территории того же Кинцвисского монастыря храма свт. Николая, фигурировавшего в искусствоведческой литературе, Богородичная церковь оставалась почти не замеченной исследователями.
Исторических сведений о строительстве и росписи Богородичной церкви не сохранилось. По поводу времени создания фресок вскользь высказывались разные мнения: перв. пол. XIII в. (Ж. Лафонтен-Дозонь), втор. пол. XIII в. (Т. Вирсаладзе), кон. XIII ‒ нач. XIV в. (Т. Вельманс). Столь неопределенная датировка связана с некоторым «противоречием», существующим, как кажется, между стилем фресок, тяготеющим к нач. ‒ перв. пол. XIII в., и сложной иконографической программой, появление которой более характерно для XIV столетия. Освещение этой проблемы, возможно, могло бы расширить наши представления о грузинском средневековом искусстве.