Трифонова Екатерина Юрьевна
СПбГУ
Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент Н. К. Жижина
Еще раз о статуе философа из собрания Государственного Эрмитажа
Целью работы является попытка переатрибуции мраморной статуи из собрания Государственного Эрмитажа, известной под названием Сидящий философ (инв. А. 493), которая была датирована О. Ф. Вальдгауером I в. н. э., а Л. И. Давыдовой III в. до н. э.
Статуя изображает сидящую в кресле мужскую фигуру, облаченную в хитон и плотный гиматий. При внимательном изучении скульптура производит впечатление эклектичного произведения, поскольку состоит из нескольких частей (голова, торс, обувь, кресло), выполненных в разной стилистике и из разных видов мрамора.
Голова в целом исполнена в соответствии с художественными принципами, присущими творчеству римских мастеров I в. н. э. и отчасти III в. н. э. Однако существенно и следующее наблюдение: в профиль голова философа сходна, в частности, с головой персонажа на выполненном в 1876 г. рельефе здания Экзаменационных школ Оксфордского университета. Можно предположить, что голова статуи могла быть выполнена скульптором последней трети XIX в., ориентировавшимся на памятники римской пластики.
Костюм и верхняя часть фигуры философа трактованы в манере, характерной для некоторых статуй Праксителя, хотя поза и жесты персонажа близки скорее малоазийской скульптуре II в. н. э., что дает основание предполагать работу малоазийского мастера, который ориентировался на творчество кого-либо из последователей Праксителя.
Что касается обуви, то представляется очевидным ее неантичное происхождение: аналогичная обувь встречается в некоторых памятниках средневековой пластики, а также у персонажей рельефа Экзаменационных школ Оксфордского университета.
Кресло в эрмитажной скульптуре стилистически неоднородно и совмещает черты, как античной мебели, так и более поздней. Особый интерес представляет тыльная сторона кресла, где различимы нанесенные резцом очертания геральдического щита, что никак не согласуется с античной традицией. Учитывая сходство фигуры философа с фигурами персонажей на упомянутых оксфордских рельефах, можно усмотреть и близость формы этого щита очертаниям щитов в гербах некоторых колледжей Оксфордского университета.
Сказанное наводит на мысль о том, что при анализе статуи философа из собрания Эрмитажа мы имеем дело с памятником, сочетающим в себе разнородные фрагменты и получившим завершенный вид, скорее всего, в последние десятилетия XIX века.