А. С. Винокурова
(МГУ имени М. В. Ломоносова)
Храмы династии Хойсала. Синтез архитектуры и скульптуры
Династия Хойсала существовала немногим более трех столетий (XI — середина XIV в.) и распространяла свое влияние на обширную территорию Южной Индии, охватывая регион, простирающийся от Мамаллапурама и Канчипурама на востоке и до современного штата Керала на западе. Время правления Хойсалов пришлось на период с 1022 по 1342 г. 1022 г. — именно эта дата появляется первой в сохранившихся записях на каменных плитах. Согласно им, к этому времени относится начало правления основателя династии — Карма-Хойсалы (или Нрипа-Камы). Хойсалы являлись современниками династий Восточных Ганга, Чалукья, Чанделла, Пандья, свидетелями упадка правителей Чола, поэтому история их существования прекрасно иллюстрирует преемственность от поздних Чалукьев1 к будущей династии Виджаянагара (1336–1586), являясь своего рода связующим звеном между этими династиями. Последним самостоятельным правителем династии был Баллал Третий (1291–1320), который не смог противостоять нашествию мусульман под предводительством прославленного полководца Малика Кафура. Земли Хойсала были захвачены, и управление над ними перенесено в Делийский султанат.
Во время этого относительно недолгого периода в различных городах Южной Индии, входивших в ареал влияния династии Хойсала, было создано не менее 3000 записей различного характера, из которых около 1674 содержат информацию о строительстве, реконструкциях, перестройках и просто о существовании более 1500 храмов, разбросанных по территории, подвластной династии. Две трети из них посвящены Шиве (965 построек), 293 — Вишну, 173 — Джайнские, 54 — Шактистские, 12 — посвящены Сурье, 11 — Харихаре (Вишну-Шива), 5 — Брахме2. До настоящего времени сохранилось более 100 построек.
Династия Хойсала создала свой собственный, отличный от других стиль индуистского и джайнского храма. Некоторые историки сравнивают его с типологией Весара, воспринявшей элементы архитектурной традиции Нагара, распространенной на севере Индии (в качестве примера можно привести постройки, созданные во время правления династии Чанделла в Кхаджурахо, штат Мадхья Прадеш), а также Дравидийской традиции, преобладающей в южноиндийской архитектуре (прослеживается в архитектуре таких штатов как Тамил Наду, Керала, Андхра Прадеш и Карнатака). С первой его связывают очертания шикхары — пирамидальной многоярусной башни-надстройки над сакральной частью — святилищем, в то время как основная часть храма имела простое плоское перекрытие, поддерживаемое мощными столбами. Сложный план построек, состоящий из нескольких частей, прекрасно иллюстрирующий принцип пространственного единства, характерный для североиндийских храмов, также бы воспринят. Это ардхамандапа, или входной зал, махамандапа — центральный зал со столбами-опорами, шукханаси — вестибюль перед входом в святилище, гарбхагриха — святилище и прадакшинапатха — обходная галерея. Дравидийское же влияние проявилось в преобладании горизонтальной доминанты в противовес вертикализму Нагара.
Начало формирования типологии Весара можно проследить еще в период правления ранних Чалукьев, в VII–IX вв. н.э., когда в Айхоле и Паттадакале (храмы Галганатха и Кашивешвешвара) сооружались одновременно храмы как Нагара, так и Дравидийской традиций, что, несомненно, определило их взаимопроникновение и появление новой архитектурной системы. Тем самым Весара представляет собой нечто среднее между Нагара и Дравида и определяется как «смешанная»3.
Главным достижением Весара явилось создание храмов, имеющих в основании многоугольные звездчатые планы. Во время правления династии Чалукья эта особенность не получила значительного развития. Единственный храм, демонстрирующий подобную структуру, — Додда Басаппа, расположенный в Дамбале (штат Карнатака). Однако преемники Чалукьев — правители династии Хойсала — взяли подобную типологию на вооружение, и храмы оригинального звездчатого плана получили преобладающее распространение. Особенностью типологии Весара можно назвать также включение в композицию храма нескольких святилищ, где две, три, четыре камеры располагаются вокруг центрального зала.
Территории, подвластные династии Хойсала, располагались в верхнем течении реки Кавери, что обусловило проникновение архитектурных стилей династий, живших по соседству. Прямым предшественником Хойсалов, оказавшим наиболее значительное влияние, была династия Чалукья. Мастера этой династии имели достойный опыт в строительстве храмов, обладали достаточным архитектурным инструментарием, который копировали мастера Хойсала. Архитектура Чалукьев отличается склонностью как к внешней ясности, простоте, так и к изысканному декору, покрывающему фасады построек. Однако это стремление к использованию декоративных эффектов было гармонически уравновешено. Династия Хойсала в процессе сложения собственного стиля во многом следовала традиции Чалукьев. Однако к этому были добавлены новые импульсы, более свободные и своеобразные.
Во многом проникновению стилей способствовали активные перемещения архитекторов и скульпторов, служивших у Чалукьев, на территории, подвластные династии Хойсала, что явилось интересным и примечательным явлением в XII столетии.
Так, согласно данным эпиграфических источников, между 1113 и 1117 гг. группа мастеров, работавших в районе течения реки Тунгабхадра (северная часть современного штата Карнатака), переместилась на территории, подвластные Хойсалам для участия в строительстве храма в Белуре. В XI–XII вв. Чалукья имели несколько крупных художественных центров, располагавшихся в городах Баллигамве, Лаккунди, Гадаг и Банавасе. Возможно, именно туда Хойсалы отправляли посланников, которые привлекали мастеров. Это объясняет участие в строительных работах в Белуре и Халебиде в XII в. большого числа скульпторов именно этой династии. Возвышение Хойсала и значительная строительная активность, вызванная необходимостью обустроить столицу и города нового государства, притягивали мастеров, работавших в соседних династиях. Следует отметить, что подобные миграции не являлись неким исключительным явлением, однако во время правления династии Хойсала их активность значительно усилилась. Храмовое строительство в Белуре — не единственный большой проект, который привлек новых скульпторов и архитекторов. Он явился началом масштабного перемещения мастеров, которое продолжалось вплоть до конца XII в.
Важным отличием, привнесенным архитекторами, работавшими по заказу династии Хойсала, стало дальнейшее развитие уже хорошо знакомой архитектурной типологии Весара в сторону усиления декоративной составляющей, а также усложнения плана за счет увеличения числа святилищ, размещенных в одном храме. Однако в остальном мастера остаются верны многогранной звездчатой планировке, по примеру вышеупомянутого храма Додда Басаппа в Дамбале, сделав ее одной из важнейших особенностей рассматриваемого стиля.
Храмы династии Хойсала располагаются на больших мощеных дворах, обнесенных высокими каменными стенами, что характерно для всех крупных сакральных комплексов Юга Индии. Постройки обычно имели высокие и широкие основания- платформы, очертания которых точно следуют их контурам. На подобном возвышении устраивалась открытая терраса, также окружавшая храм по всему периметру, которая создавала особое пространство для совершения ритуальных обходов (прадакшинапатха). Основание храма обычно украшалось в соответствии с общей декоративной системой, которая включала девять горизонтальных регистров, заполненных рельефом. Нижний ряд традиционно содержал изображение вереницы слонов, следующих друг за другом. Эта важная деталь символизировала незыблемость храма. Затем располагались также развернутые по горизонтали «процессии» со львами, всадниками, мифическими существами — макарами, гусями, павлинами и прочими зооморфными созданиями. Над ними возвышался ряд рельефов с изображениями миниатюрных святилищ и фигур божеств в нишах. Далее, в следующем регистре, представлены собственно фигуры божеств, решенные преимущественно фронтально и фланкированные пилястрами, которые поддерживают пышные завершения в виде миниатюрных шикхар или витых растительных арок, искусно выполненных в камне.
Несмотря на то, что комплексы обширны, внутренние пространства храмов и святилищ очень малы и декорированы значительно скромнее, чем наружные фасады. Это связано с характером богослужений, которые не предполагают многолюдного предстояния в храме. Выражать преданность божеству следовало путем подношений, которые передавались жрецу для совершения ежедневных жертвоприношений, и многочисленных обходов вокруг культовой постройки и ее созерцания. Именно поэтому на храмовых фасадах так подробно и тщательно передаются различные сцены из эпосов и Пуран, а также многочисленные формы и воплощения божеств.
Нередко храмам династии Хойсала приписывалась сильно выраженная горизонтальная направленность, что не вполне справедливо. Значительная часть храмов не сохранила своих венчающих частей из-за разрушений, следовательно, неправомерно говорить об отсутствии башнеобразных завершений-шикхар. Это подтверждается на примере одного из полностью сохранившихся храмов — Кешава в Соманатхапуре (1268), посвященного Вишну. В соответствии с дошедшими до наших дней сведениями о проведении реставрационных работ и на основе археологического анализа, было высказано предположение о том, что башнеобразные храмовые завершения были выполнены из кирпича на связующем растворе и дополнены деревянными вставками, что обеспечивало их легкость, но отнюдь не прочность4. Большинство исследователей считает, что миниатюрные алтари, примыкающие к фасадам построек, могут служить образцами, благодаря которым можно составить представление о том, как выглядели храмовые завершения. Башня-шикхара пирамидальных очертаний обычно располагалась над святилищем и являлась своего рода визуальным акцентом, указывающим на сакральную часть храма. Кроме того, шикхара — неотъемлемый архитектурный элемент, символизирующий священную гору Меру — центр Земли и Вселенной, место, где обитает Брахма и полубоги-дэвы. Традиционно она состоит из нескольких горизонтальных ярусов, украшенных миниатюрными моделями храмов и нишами с образами божеств и полубожественных небесных существ.
В нижней части шикхары, на некотором отдалении от ее основания, как правило, располагается скульптурная геральдическая композиция, служащая гербом династии Хойсала, изображающая человека, борющегося с тигром5.
Все храмовые постройки отличаются пышной, изобильной декорацией, которая покрывает практически полностью их фасады. Оформление поверхностей стен строится на контрастах. Прежде всего, это контраст низкого и высокого рельефов. Многочисленные барельефные изображения, расположенные регистрами у основания храмов, визуально усиливают впечатление от горельефных фигур божеств, расположенных над ними, которые при сравнении кажутся практически круглой скульптурой.
Стены фасадов содержат изображения богов, входящих в индуистский пантеон, иллюстрации сцен из эпосов. Обращаясь к ним, каждый приходящий в храм мог наглядно «прочитать» легендарные эпические произведения «Махабхарату» и «Рамаяну», увидеть и поклониться божествам и их многочисленным воплощениям.
Изображения божеств характеризуются богатой, подчас чрезмерной декоративностью образов. Внимание мастеров было сосредоточено в значительной степени на создании изысканной, прихотливой внешней формы, чем на передаче внутреннего глубинного содержания 6. Фигуры всегда объемны, телесны, выражают абсолютное спокойствие и величие. Традиционными произведениями этой школы являются изображения сидящего Ганеши, образы Шивы, Вишну и Кришны в различных воплощениях, богинь Сарасвати и Лакшми, Дурги, вахан Вишну и Шивы и многих других божеств, каждое из которых убрано различными украшениями: высокие конусообразные диадемы, ожерелья, гирлянды, браслеты, пояса, выполненные с предельной тщательностью. Фигуры божеств практически всегда представлены на фоне развитого растительного орнамента, создающего своего рода нимб. Этот декор нимба продолжается, объединяется с другими узорчатыми рядами, создавая единую композицию, которая в целом выступает как арка, фланкирующая фигуру божества.
Растительные арки также имеют тщательную проработку: точно следуя природе, мастера создают манговые рощи и переплетения лиан в камне. Несмотря на богатство и разнообразие декора, несомненную свободу, с которой мастера его выполняли, иконография образов божеств остается традиционной на протяжении всего рассматриваемого периода.
В интерьерах храмов пилястры, столбы и дверные обрамления, также как и потолки, украшены рельефной орнаментацией растительного характера, многочисленными фигурами божеств и небожителей, однако их количество все же не так велико как
на фасадах. Наиболее сложное и богатое убранство размещалось на потолке, оформление которого обычно имеет единую систему. Мощные балки, несущие перекрытия храма, делят его на равные части, которые, в свою очередь, членятся на меньшие квадраты, каждый из которых имеет собственное оригинальное решение, состоящее, как правило, из различных комбинаций цветочных и растительных орнаментов, дополненных зооморфными или антропоморфными образами. При всем богатстве декора потолочных квадратов, основные несущие балки и их опоры практически не декорированы, наоборот, подчеркивается их строгость и графичность, благодаря вырезанным профилям. Именно этот контраст позволяет гармонизировать богатый декор потолка и внутреннее пространство зала.
Создать подобную декорацию можно только из материала особого типа: мягкого, податливого, но в тоже время достаточно прочного, позволяющего сохранять причудливые формы и композиции, выполненные резчиками. Мастера династий поздних Чалукьев и Хойсала практически не использовали песчаник, популярный среди их предшественников, а также сложный в обработке и ломкий гранит, который активно применялся в архитектуре династии Восточных Ганга. Вместо этого они взяли на вооружение так называемый «мыльный» камень или стеатит. Зеленоватый, синевато-черный, или кремово-золотистый мелкозернистый камень из породы сланцев отличается своей плотной однородной структурой и благодаря этому идеально подходит для создания сложного рельефного декора. Следует отметить, что стеатит имеет особые свойства застывать и становиться прочнее со временем. Мастера династий Чалукья и Хойсала использовали все преимущества материала: они вырезали из него прихотливые декоративные композиции и отдельно стоящие фигуры, когда он был мягким и податливым, и облицовывали им стены храмовых построек. Со временем, подвергаясь воздействию воздуха, солнечного света, дождя и ветра, стеатит становился все крепче и достигал прочности металла. Основной каркас здания выполнялся в соответствии со строительными приемами, которые использовали на протяжении долгого времени архитекторы Чалукьев. Так, стены храмов состояли из трех частей: в центре — стена из земли и булыжника (забутовка), которая обрамлялась гранитом и в финале поверхность покрывалась стеатитовыми плитами. Именно по ним создавалась вся та прихотливая резьба, которая является уникальной особенностью архитектурного стиля династии Хойсала. Важно отметить, что именно в этот период скульптура начинает играть наиболее активную роль, выходит из подчиненного положения по сравнению с архитектурой. Количество декоративных элементов достигает того рубежа, когда при всей кажущейся избыточности еще существует возможность избежать чрезмерности и перегруженности. В памятниках, созданных во время правления династии Хойсала, соблюдается тот идеальный баланс, когда архитектура и скульптура находятся в равном положении, позволяя наслаждаться ими в одинаковой степени. В последующий период, при династии Виджаянагара, он будет нарушен чрезмерным ростом декоративной составляющей.
Скульпторы и архитекторы рассматриваемого периода нередко подписывали свои работы. Эти подписи позволяют определить различные артели и мастеров, работавших в регионах, подвластных династии. Так, совершенно очевидно, что при строительстве храмов в Белуре и Соманатхапуре работали разные группы мастеров. Однако в вопросе определения авторства существуют сложности. Одно указанное имя может скрывать сразу несколько крупных мастеров или артелей с подмастерьями7.
Поэтому на данный момент невозможно составить абсолютно точных атрибуций памятников при видимом богатстве материала.
Интересной особенностью, связанной с практикой подписывания работ, о которой следует также сообщить, являются титулы, которые мастера добавляли к своим именам. Они могли быть как самопровозглашенными, так и служить наградой, дарованной правителями, покровителями или служителями культа. Некоторые титулы раскрывают личные достижения скульпторов, но большинство все же является тщеславным стремлением выделиться среди других мастеров. Например, Дасоджа из Баллигамве называл себя «картелем толпы титулованных скульпторов». Его сын Чавана был «Шивой-уничтожителем титулованных скульпторов», а также «двуглавым орлом — уничтожителем змей и соперников-скульпторов». Хампа-младший — «победителем над соперниками-скульпторами». Кумарамачари — «тигром среди скульпторов» и «ударом молнии в гору титулованных скульпторов». Падари Маллоджа называл себя «гильотиной для отрубания голов титулованных скульпторов».
Чаундоджа из Локкигунди был обладателем, вероятно, самого длинного титула, который звучал так: «прославленный скульптор… господин среди тех, кто обладает одинаковой силой; лев среди слонов; тот, кто вводит скульпторов в смятение…» Существовали, тем не менее, мастера, которые носили скромные титулы, или не имели их вообще. Так, например ни один мастер, работавший при строительстве храма Хойсалешвара в Халебиде, не упомянул свой титул.
Династия Хойсала создала свой особый стиль архитектуры, на сложение которого, несомненно, повлияла не только предшествующая архитектурная традиция династии Чалукья, но и местное декоративно-прикладное искусство резьбы из сандалового дерева и слоновой кости. Однако мастера не имитировали постройки предшественников, а использовав наиболее выдающиеся черты, подвергнув их творческой интерпретации, стали подлинными изобретателями собственного архитектурного направления.
Anastasia S. Vinokurova
(Lomonosov Moscow State University , Russia)
Hoysala temples. A Synthesis of Architecture and Sculpture.
The present article deals with an investigation of complex unity of architecture and sculpture of Hoysala dynasty that ruled most of the modern day state of Karnataka in Southern India between the 11th and the 14th centuries. There is an attempt to describe Vesara architectural typology which served as a basis for the formation of unique stellate temple plans achieving their full development under the Hoysala. Hoysala architecture is a peculiar phenomenon in Indian temple tradition. Having appeared on fertile basis of existing architectural traditions, it assimilated them, subjected to creative interpretation and established its own style line.
Примечания
1 Правители династии Хойсала в ранний период ее существования, начиная с Карма- Хойсала (1022–1041), Винаядитьи (1047–098), Ириянги (1098–1102) и Баллала Первого (1102– 1104), являлись вассалами династии Чалукья. Они владели значительно меньшей территорией в районе Маленад — неудобными лесистыми и холмистыми землями, где располагается горная цепь Западных Гат (современный штат Карнатака). Предшественники Вишнувардхана вели многочисленные войны с династией Чалукья, которые заканчивались с переменным успехом. Лишь Вишнувардхану (1108–1141) удалось добиться независимости и создать сильное государство. Благодаря удачным военным кампаниям он также значительно расширил границы территорий, подвластных династии.
2 Settar S. The Hoysala temples. Bangalor, 1992.
3 Kramrisch S. The Hindu temple. Delhi, 2002.
4 Narasimhachar R. The Kesava temple at Belur. New Delhi, 1982.
5 Военные завоевания периода правления Вишнувардхана (1108–1141) позволили значительно увеличить владения, принадлежащие Хойсалам, что привело к необходимости узаконить власть над новоприсоединенными территориями. Именно в это время появляется первое упоминание о Сале — легендарном основателе династии. Эта история упоминается во многих сохранившихся эпиграфических источниках. Так, одна из самых ранних версий датирована 1133 г. В ней Сала называется потомком бога Брахмы (указано даже перечисление последовательности его потомков). Приводится традиционная история о том, как Сала спас от нападения тигра джайнского аскета, который в благодарность даровал ему власть над близлежащими территориями.
6 Процесс создания рельефного убранства и скульптуры состоял, как правило, из трех этапов: сначала создавался первоначальный грубый набросок композиции, модель будущего изображения; затем он дополнялся схематично прорезанными чертами лица, начальной моделировкой тела и орнамента, покрывающего его; в финальной части происходила вся основная работа, которая заключалась в тщательной проработке форм, выполнении орнамента и, в завершении, — тщательная полировка.
7 Примером может служить легендарный скульптор династии Хойсала — Джаканачари, имя которого встречается несколько раз в храме Ченнакешава в Белуре под разными скульптурными изображениями божеств. Об этом скульпторе нет ни одного упоминания в официальных храмовых надписях, однако это имя считается собирательным для многих скульпторов и архитекторов, работавших в Белуре.