Григораш Алена Владимировна
МГХПА им. С. Г. Строганова

Гезамткунстверк: к истории понятия в немецкой историографии


«Гезамткунстверк» — немецкий термин, не имеющий прямых аналогов в русском языке. Это побуждает к поискам близких по смыслу вариантов перевода: синтез искусств, тотальное произведение искусства и т. д. Сложность введения термина «гезамткунстверк» в научный вокабуляр увеличивается из-за схожести перевода терминов Gesamtkunstwerk, Synthese, Synthesis, Addition, Vereinigung, Verschmelzung, различных по оттенкам смысла в немецком языке.
Появление термина «гезамткунстверк» связано с легендой. Считается, что впервые этот термин ввел немецкий композитор Рихард Вагнер в «Произведении искусства будущего» (1849 гг.). Он переписывался с русским революционером М. Бакуниным, а тот, как считается, употребил термин «гезамткунстверк» гораздо раньше немецкого композитора. Но именно за Р. Вагнером закрепилась концепция гезамткунстверка, потому что он употребляет это понятие в связи с искусством, размышляя о драме как театральном представлении, которое должно воскресить то слияние искусств, которое раньше существовало в античном театре. В эпоху модерна его теоретические работы вызовут отклик в мировой художественной среде: в Германии — рецензии Ф. Ницше, во Франции — заметки символистов С. Малларме, Ш. Мориса и др., в России — отзывы композиторов Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, среди художников — А. Бенуа, В. Серова и др. Но везде в них пишут о гезамтунстверке именно в театре, о музыке Вагнера, и лишь в последнюю очередь — о желании стилистического единства. В то же время, в русской периодике выходят статьи о «синтезе искусств»: например, применительно к живописи Чюрлениса. И совсем в другом контексте возникает в 1922 г. статья П. Флоренского о храмовом действии как синтезе искусств, которое является обращением к более ранней, чем неоромантическая идея гезамткунстверка, концепции богослужения как идеального примера слияния и синтеза, в том числе, искусств, получившая распространение в Германии в эпоху романтизма.
На сегодняшний день в русском искусствоведении между гезамткунстверком и синтезом искусств ставят знак равенства, забывая о том, что это скорее аналоговый, чем дословный и точный перевод немецкой терминологии на русский язык. Это побуждает обратиться к немецкоязычным исследованиям проблемы гезамткунстверка.
Одним из важнейших послевоенных исследований является работа Х. Зедльмайра «Утрата середины» 1948 г., где среди прочего поднимается проблема гезамткунстверка. Активное изучение концепции гезамткунстверка начинается в конце 1970-х гг. Следствием изучения этой проблемы являются выставки, например, выставка 1983 г. во Франкфурте-на-Майне. Также обращаются и к социальным, и к культурологическим аспектам идеи. В этом контексте, безусловно, важна как для теории искусства Германии, так и России, книга Б. Гройса «Гезамткунстверк Сталин», вышедшая в 1988 г. (русский перевод 1993 г.). В то же время, интерес к гезамткунстверку в 1980-х гг. побуждает обратиться к попыткам реализации этого феномена в творчестве современных художников, культовой фигурой среди которых для Германии является Й. Бойс. В последующее десятилетие исследования больше внимания уделяют социальному аспекту идеи гезамткунстверка, а также вводят важную тему перцепции (гезамткунстверк и синестезия). В 2000-х гг. возвращаются к пониманию идеи гезамткунстверка как явления, существующего в системе координат философии и эстетики. Осмысление последних публикаций о гезатмкунстверке («Гезамткунстверк Мадонна») возвращает к теме театрального действа, но в контексте массовой культуры.
Таким образом, гезамткунстверк является сложным, многоаспектным явлением, круг значений которого со временем только расширяется. Это объясняет неугасающий по сей день интерес к данному явлению и большое количество посвященных ему немецких исследований не только из области музыкальной теории, но и культурологии, социологии, филологии, психологии, истории и теории искусства.