Чежина Юлия Игоревна
СПбГУ
Образ всадницы в русской культуре XVIII в. К типологии конного портрета
Доклад посвящен группе портретов XVIII столетия с изображением всадниц и особенностям иконографии этой категории живописных работ. Произведения рассмотрены как с точки зрения оценки содержания с акцентом на новизну сюжета в искусстве данной эпохи и анализа причин его появления в русской культуре XVIII в., то есть в историко-культурном плане, так и с позиции анализа формального, включая технический аспект и живописные достоинства, а также композиционные приемы и колористическое решение этих портретов. Портреты амазонок представляют собой специфический типологический вариант конного портрета, отмеченный характерными чертами этого жанра, обусловленными конкретным назначением портретов. Они, несомненно, являются отражением эстетических вкусов эпохи и идеологии своего времени и могут рассматриваться как одна из форм художественной культуры, и уже потому представляют определенный интерес для историков искусства. Однако эта тема не привлекала должного внимания исследователей, за исключением Л. Маркиной, посвятившей отдельную статью развитию конного портрета, прежде всего мужского, в русском искусстве XVIII в.
Женская верховая езда в России получила гораздо меньшее и более позднее распространение, чем в Западной Европе. Показательно, что изображения всадниц отсутствуют даже в петровское время, когда мужскому конному портрету придается чрезвычайно большое значение и особое звучание, связанное с концепцией величия и победности.
Новое направление в жанре конного портрета в русском искусстве открывает Г.-Х. Гроот, запечатлевший Елизавету Петровну на верховой прогулке в сопровождении арапчонка. Знаменательно, что образы амазонок рассматриваемой эпохи принадлежат кисти мастеров россики, а объектом изображения становятся лишь царственные особы. По сути, в XVIII в. все конные женские портреты в той или иной степени являлись символическими картинами, и лишь к XIX в. прошли эволюцию до парадного салонного портрета, не лишённого жанрового оттенка. В отличие от произведений такого типа последующего времени, портреты XVIII в. имеют значительно более сложную смысловую программу.
Отдельного внимания заслуживает изображение лошадей под седлом венценосных амазонок. Во многих живописных и скульптурных произведениях, а также фарфоре XVIII–XIX вв., лошади под всадниками представлены в момент исполнения той или иной фигуры Haute école. Данное наблюдение свидетельствует о существовании неких канонов и традиций в изобразительном искусстве, унаследованных от западноевропейской художественной школы, развитие которой шло в русле формирования культуры Европы в целом, включая и сложение особого типа верховой езды, проявившегося в феномене Haute école. Система Высшей школы верховой езды была выражением как исторического уровня военного дела, в котором существенная роль отводилась кавалерии, так и своеобразной аристократической эстетики. Вместе с тем, формально Haute école прочно ассоциировалась с образом царственного всадника, всадника-героя и победителя, и ее элементы вошли в иконографию и арсенал композиционных схем западноевропейского конного портрета.