Мусурок Марина Львовна
СПбГУ
Город внутри и вне стен. Анализ миниатюр братьев Лимбургов из часословов герцога Беррийского
В работе нами будут проанализированы основы изображения городского пространства в нидерландской живописи XV в., которые были заложены в жанре книжной миниатюры. Миниатюры из «Прекрасного часослова герцога Беррийского» (1406–1409 гг., музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Великолепного часослова герцога Беррийского» (1411–1416 гг., музей Конде, Шантийи) с изображением замков, монастырей, городской застройки, панорамных видов города и прочих архитектурных фрагментов составляют значительную часть общего числа книжных иллюстраций. Архитектурные элементы являлись прообразом будущего урбанистического пейзажа и школой мастерства в изображении архитектуры.
В миниатюрах видно стремление художников-миниатюристов к узнаваемости изображаемых построек (f. 51, Встреча волхвов на перепутье возле горы Голгофы; f. 52, Поклонение волхвов; цикл «Времена года» [f. 3–8, 10, 12], все из «Великолепного часослова герцога Беррийского»), что связано с ролью заказчика. В то же время, авторы миниатюр часто прибегали к приему идеализации пространства (f. 97v, Великая Шартреза из «Прекрасного часослова герцога Беррийского»; f. 161, Искушение Христа на горе и f. 195, Битва архангела Михаила с драконом-сатаной из «Великолепного часослова герцога Беррийского»), писали в завершенном виде разрушенные и незаконченные архитектурные объекты. Показательно, что оба приема будут далее характерны и для крупных живописных произведений. Чаще всего город снаружи имеет ярко выраженный восточный облик (минареты, башенки с полумесяцем) (f. 156, Возвращение Креста императором Ираклием и f. 156v, Ираклий вступает в Иерусалим из «Великолепного часослова герцога Беррийского»), в то время как внутреннее пространство города изображено как типично средневековое (f. 19v, Мученичество св. Марка; f. 54, Сретение Господне; f. 143, Шествие Христа в преторию и f. 146, Христос покидает преторию — все из «Великолепного часослова герцога Беррийского»).
Анализируя принципы создания живописных сюжетов, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев художники выбирали для изображения известные им и географически близкие постройки, которые заменяли в миниатюрах предписанные сюжетом виды Вифлеема, Иерусалима, Александрии, Рима или их окрестностей.
В заключение необходимо обратить внимание на то, что развитие городских мотивов в книжной миниатюре шло значительно быстрее, чем в живописи. Оно влияло на развитие живописных приемов, в том числе и в области изображения архитектуры. В целом можно утверждать, что иллюминация, наряду с другими видами искусства, сыграла значительную роль в формировании традиции нидерландского городского пейзажа XV в.