Содержание материала


Сравнительный анализ парадно оформленных входов
Здесь, прежде всего, имеются в виду архитектурные сооружения, оформляющие вход или подходы к значительным по масштабу архитектурным ансамблям. В Малой Азии — это тетрапилон Афродисия, пропилеи в Приене и ворота в Милете (хранятся в музее Пергамон в Берлине). Попытаемся сопоставить парадно оформленные входы, сооружавшиеся в разных регионах. На территории Греции для входа в святилище использовали пропилеи, как при входе на афинский акрополь. В отличие от более ранних пропилей, которые обычно врезались в ограду священного участка, Пропилеи акрополя имели не один вход, а несколько. Наружный и внутренний фасады центральной части представляли шестиколонные дорические портики простильного типа, причем средние интерколумнии были сделаны шире остальных. Таким образом, фасад Пропилей напоминает скорее дорический храм, нежели гражданское сооружение. Применение ордерной системы в данном сооружении — основополагающий принцип.
На территории Малой Азии известно большое количество ворот, которые, по сути, выполняют ту же функцию, что и Пропилеи, — отделяют одно пространство от другого и служат парадно оформленными входами. В Приене начиная с первой половины II в. н. э. широко применяются арки, которыми, например, перекрыты ворота в оборонительной стене города. Свод как конструктивный прием был известен в Греции еще в классическую эпоху, но не имел широкого применения и ни в какой степени не определял художественных форм зодчества того времени [10, с. 417]. Лишь в эллинистическую эпоху, в связи с новыми градостроительными задачами, вставшими перед зодчими, свод начинает приобретать стилевое значение и получил развитие в римское время. Так называемые Ворота южной агоры в Милете, возведенные около 170 г. н. э., являются еще одним важным примером оформления парадного входа. Фасад больше напоминает фасад гражданских сооружений (например, библиотеку Цельсия в Эфесе) (Илл. 10) или проскениум театра. В данном сооружении применен ионический ордер, раскрепованный антаблемент. Как и во многих постройках римского времени, главную роль в фасаде играет стена, а не ордер. Для более полного представления о парадно оформленных входах необходимо рассмотреть еще одну форму — тетрапилон. Это традиционно римское квадратное в плане строение, имевшее со всех сторон высокие арочные пролеты. Такие сооружения применялись во многих римских городах в провинциях. Так, известен один из наиболее хорошо сохранившихся малоазийских тетрапилонов — в Афродисии, имеющий сложную форму. Это типичный пример греко-восточной ордерной системы, которая применялась малоазийскими мастерами в культовых сооружениях [14, p. 10]. В этом строении прослеживаются все особенности, характерные для данного ордера. Подобные строения были сооружены в таких городах восточных провинций, как Герас и Лаодикея. Тетрапилон в Герасе состоял из четырех своеобразных павильонов, а именно: на четырех отдельных подиумах возвышались по четыре колонны, увенчанные шатром [9, с. 51]. Тетрапилон играл большую роль в городской планировке. Углы кардо и декуманум закруглены, отчего образовалась небольшая круглая, оформленная колоннадой площадь с торговыми помещениями. Тетрапилон в Лаодикее подобен герасскому: два пролета, вероятно, со стороны кардо, были более высокими, они увенчаны фронтонами и фланкируются коринфскими полуколоннами, два противоположных пролета ниже и оформлены скромнее. Такое решение арочных пролетов несколько разнообразит строгую кубическую форму тетрапилона [9, с. 52]. Возникшее в ходе исторических процессов взаимопроникновение культур Греции, Малой Азии, Рима и восточных государств, привело к тому, что в ордерных постройках малоазийских городов синтезированы традиции разных архитектурных стилей. Несмотря на то, что за конструктивную основу был выбран ордер, в разные периоды и на разных территориях он имел совершенно разное значение и выполнял разные функции. Различия ордерной системы в разное время можно проследить и в конструктивных особенностях, и в декоративных элементах, которые на территории Малой Азии играют огромную
роль (Илл. 11).
На примере рассмотренных архитектурных сооружений можно выявить две тенденции в развитии архитектурного ордера на территории Малой Азии. С одной стороны, в архитектуре региона очевидна приверженность греческой традиции, с другой стороны, в малоазийских сооружениях наблюдается слияние черт эллинской ордерной архитектуры с элементами восточной культуры, что особенно явственно ощущается в богатстве и разнообразии декоративных приемов и тяготении к пышности, которая определяет ее местный колорит и своеобразие.
На территории Малой Азии возводились постройки тех же типов, что и в Греции: храмы в антах, простили, амфипростили, периптеры и круглые в плане сооружения. Однако особое «лицо» малоазийской архитектуры, оформившееся в результате переработки эллинских и местных элементов художественной культуры, позволяет говорить о том, что благодаря такому взаимодействию архитектура Малой Азии со временем приобретает и новое неповторимое качество. Именно в эллинистическую эпоху оформилось в основных чертах своеобразие малоазийской архитектуры. В дополнение к сказанному следует отметить, что исторические условия определили основные задачи, стоявшие перед зодчими этого времени. От них требовалась не только разработка новых принципов градостроительства для обеспечения нормальной деятельности городов, но и применение всех образных средств архитектуры для утверждения идеи величия и могущества эллинистических монархий [4]. В период римского владычества развитие ордерной архитектуры в Малой Азии получает новый толчок, причем ее расцвет на этой территории относится ко II–III вв. Как и в более раннее время, малоазийская ордерная система периода римского завоевания опиралась не только на наследие архитектуры Древней Греции и достижения предыдущей эллинистической эпохи, но использовала и римские традиции. В свою очередь, сложившийся в Малой Азии вариант ордерной системы оказал влияние на другие территории. Так, восточный ордер, вобравший в себя влияния нескольких культур, с течением времени приобрел свой индивидуальный облик именно благодаря тесной связи с малоазийской архитектурой.