Содержание материала


Сравнительный анализ применения колоннад во внутреннем и внешнем оформлении храма
Выразительные примеры применения колоннад встречаем в таких сооружениях, как храм Посейдона в Пестуме [2, с. 59], храм Афины в Пергаме [10, с. 293] и Малый храм в Баальбеке (античное название — Гелиополь) [9, с. 42]. Каждая из этих построек характеризуется особенностями, выделяющими ее среди подобных в античном мире. Если в сооружениях V в. до н. э. двухъярусная колоннада применялась только внутри храмовых целл (как в храме Посейдона в Пестуме), то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире. Например, в святилище Афины в Пергаме возведены двухъярусные портики.
Внутренние двухъярусные колоннады дают прекрасный пример оформления внутреннего пространства целлы храма. Нижние колонны имеют большую высоту, чем нижние (6,06 и 3,41 м). Более того, они отличаются обработкой стволов: на нижних 20 каннелюр, на верхних — 16. Это придает двухъярусному сооружению основательность, но, благодаря пропорциям, нет ощущения перегруженности. Возможно, именно этот принцип был взят за основу для малоазийских двухъярусных построек, таких как храм Афины в Пер- гаме, где принцип разделения на ярусы схож с греческими внутренними колоннадами. Колонны первого и второго ярусов различаются по высоте, более того, они имеют разный ордер (дорический внизу и ионический наверху). Таким образом, здание также не кажется тяжеловесным, но при этом различие ордеров легко заметно. Этот прием отвечал характерным для эллинистического зодчества стремлениям к большей пышности здания и был связан с переходом к более крупномасштабным постройкам.
Традиция использования двухъярусных колоннад, возможно, оказала влияние на храмовое строительство римского периода на территории восточных провинций. Так, Малый храм Баальбека (названный так по сравнению с более крупным храмом Юпитера, находящимся на этой же храмовой территории [1, с. 135]), представляет собой двухъярусную постройку. Главное отличие этих храмов в том, что сама колоннада не двухъярусная, но конструктивно она объединяет два этажа. Такое решение способствует созданию образного композиционного единства, влияющего на общее впечатление от здания в целом. На фасадных сторонах этого храма было восемь колонн, на продольных пятнадцать, их высота достигает 16 м. Колонны имеют коринфские капители, на которые опирается антаблемент, но, в отличие от традиционных форм греческих построек, выступающие части антаблемента располагаются по центральным осям колонн. В этой постройке, как и во многих постройках римского времени на территории римских провинций, важную роль играет поверхность стены. В данном случае колонны располагаются на небольшом расстоянии от стены. В нижнем и верхнем ярусе стена прорезана нишами, в которых располагались скульптуры. Ниши первого и второго яруса оформлены по-разному: в нижнем ярусе они имеют полуциркульное завершение, в верхнем — прямоугольное, а над ними располагаются сандрики. Такое усложнение объемов встречается во многих постройках восточных римских провинций.
Большой интерес представляют круглые в плане постройки, которые принято называть толосами. Их можно встретить как на территории материковой Греции, так и на территории Малой Азии. Грандиозные толосы (диаметр и высота до 14 м) XIV в. до н. э. открыты в Микенах. В Фессалии и на Крите толосы строили еще в VIII в. до н. э. Известны подкурганные толосы VII–VI вв. до н. э. в Этрурии и V–IV вв. до н. э. — во Фракии. Самыми известными и наиболее подробно освещенными в специальной литературе являются такие сооружения на территории Греции, как толос в Дельфах (начало IV в. до н. э.) и храм Арсинои на Самофракии (IV в. до н. э.), реже упоминаются Асклепион в Малой Азии и Круглый храм в Баальбеке. Толосы часто были культовыми сооружениями (например, Фимела в Эпидавре, построенная Поликлетом Младшим в 360–330 гг. до н. э.), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись.
В самом начале эллинистической эпохи на Самофракии было построено изящное круглое здание, посвященное Арсиное. Здание отличалось от прочих художественным убранством двух ярусов: верхние части стен украшены снаружи дорическими пилястрами, а внутри — коринфскими полуколоннами, тогда как низ украшен букраниями и розетками. На примере нескольких построек можно заметить, что если во внутреннем помещении толоса есть колонны или полуколонны, то они, как правило, не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. Это очень интересная особенность, которая показывает отношение зодчих к различным ордерам: так, снаружи использовался, в основном, дорический ордер (имевший именно конструктивное значение), а внутри — коринфский (выполнявший декоративную роль).
На территории Малой Азии известны случаи, когда на одном участке рядом располагаются сразу два круглые в плане здания. Например, в Асклепионе находящиеся рядом храм, посвященный богу врачевания Асклепию, и здание, выполняющее функцию больницы, имеют круглый план. Здание храма Асклепия было построено около 150 г. н. э., то есть в период римского владычества, и по структуре повторяло римский Пантеон, но меньшего размера [13, p. 53]. Храм имел купол диаметром около 24 м, стены и пол покрывали мраморные мозаики. В стенах внутри помещения имелись чередующиеся полуциркульные и прямоугольные ниши, в которых стояли статуи божеств, связанных с богом врачевания. В центре находилась статуя бога Асклепия. Стоявшая рядом больница была построена вскоре после завершения строительства храма [12, p. 79]. Объем круглого в плане храма был усложнен шестью выступающими апсидами и двумя портиками. Один портик открывался в сторону южной стои, другой — в противоположную сторону. Больница находилась в углу священной территории и была соединена с центральной частью двора, где находились храм, жертвенный алтарь и фонтан, сводчатым проходом длиной 80 м. Таким образом, Асклепион дает прекрасный пример сооружения круглых зданий. Если сравнивать их с толосами в Дельфах и Эпидавре, можно сделать вывод о том, что по сравнению с гречески- ми подобные постройки на территории Малой Азии имеют более сложную форму и декор. Эта тенденция к усложнению, приданию зданиям большей декоративности была свойственна не только Малой Азии, но даже в большей степени другим римским провинциям на Востоке, например Сирии. В Баальбеке находился храм небольшого размера, который так- же имел круглый план. Круглую целлу снаружи обрамляют колонны коринфского ордера (высотой 8,5 м), находящиеся на невысоком подии. Они отстоят от поверхности стены, а опирающийся на них антаблемент имеет сложную форму: в местах опоры на колонны его поверхность образует выступы, а там, где он практически сливается со стеной, — уступы. Таким образом, формами сложный антаблемент повторяет подий. По центральной оси между колоннами на стенах целлы имеются полуциркульные ниши для скульптур. Одна из сторон круглого храма выделена как главная при помощи широкой лестницы и прямой колоннады, оформляющей вход в пространство самого храма.
Если сравнить этот храм с толосом в Дельфах, становится ясно, что за основу взята та же форма круга, схожа и расстановка колонн, которые находятся на определенном расстоянии от целлы, но в восточном варианте прослеживается стремление к усложнению объемов, дробности самой формы. Если же сравнивать отдельные элементы ордера, применяемого в двух постройках, то очевидно, что в круглом храме в Баальбеке антаблемент имеет более сложную форму, в нем использованы черты восточной архитектуры (растительные орнаменты), а колонны заканчиваются коринфскими капителями. Антаблемент круглого храма в Баальбеке оставляет впечатление легкости, тогда как антаблемент толоса кажется более тяжелым. Связано это с тем, что в этом храме применялся дорический ордер, который имел ряд особенностей, характерных для ранней стадии развития ордера: здесь очевидна несоразмерность разных частей антаблемента (архитрава и фриза). Расположение триглифов еще совершенно не соответствовало расстановке колонн: триглифный фриз не был связан с круглым планом. Эта интересная особенность в сооружениях подобного типа впоследствии не встречается.
В архитектуре восточных провинций большое значение приобретает поверхность стены, которая в сочетании с ордером образует неповторимый облик здания. В связи с этим, элементы ордера начали утрачивать свое конструктивное значение и использовались в качестве элементов архитектонического членения стены, плоскость которой разбивалась нишами, окнами и пилястрами (или полуколоннами). На территории материковой Греции стена имеет второстепенное значение и смысловой нагрузки не несет. Определяющую роль в формировании внешнего вида здания играет ордер [7, с. 243], подчиненный художественному замыслу, изначально заданному пространственным решением.