Петухова Елена Андреевна
СПбГУ
Жюль Шере и «Les Maîtres de l’affiche»
Последняя треть XIX в. стала своеобразной границей между изобразительным искусством прошлого и современности. Никогда еще до этого краткого временного отрезка синтез искусств не был столь явным, а границы между эксклюзивным и массовым – такими зыбкими. В умах людей, их эстетических взглядах, в передовой художественной критике и прессе царила свобода, позволявшая с легкостью развиваться всем формам изобразительного искусства. Появлялись новые имена, совершавшие менее чем за десятилетие настоящие художественные перевороты. Одной из таких фигур стал Жюль Шере, получивший звание «отца плаката». Его более чем полувековая деятельность способствовала тому, что афиша не просто вышла на уровень изобразительного искусства, но и стала одним из ведущих его видов в конце XIX – начале ХХ в.
Именно Жюль Шере стал автором идеи издания «Les Maîtres de l’affiche», которое ежемесячно выпускалась с декабря 1895 г. по ноябрь 1900 г. и представляло собой уменьшенные копии популярных афиш того времени. Серия «Les Maîtres de l’affiche» охватывает развитие афиши в 1890-е гг. в Европе и Америке, представляя все страны, в которых данный вид искусства хоть как-то себя проявил. К сожалению, мы точно не знаем, по какому принципу отбирались художники и их творения. Разные мастера представлены разным количеством афиш — от одного до десятка появлений в течение всех пяти лет, не говоря о самом Жюле Шере. Однако здесь отсутствует какое-либо национальное или региональное деление. Поэтому данную серию можно считать практически историей плакатного искусства 1890-х гг., а указанное десятилетие может рассматриваться как отдельный замкнутый период со своими событиями, свершениями и закономерностями, обнаружить, изучить и систематизировать которые в полной мере позволяет материал, представленный в «Les Maîtres de l’affiche».